Демократическая оппозиция борется с собой

"Партия прогресса" получила отказ в регистрации и обжалует его, а в свежесозданной "Демократической коалиции" тем временем начинаются первые дрязги. Оппозиционный лагерь пытается принять перед выборами более-менее четкие формы, хотя еще не все возможные игроки вышли на арену.

Минюст накануне заявил об отказе в регистрации Партии прогресса Алексея Навального, объявив, что документ, выданный в феврале прошлого года, "признан утратившим силу". Причина в том, что за полгода партия не успела зарегистрировать положенное количество региональных отделений: в отведенный срок уложились лишь 16 из 44 отделений. Адвокаты "Партии прогресса" обратились в суд с обжалованием решения министерства, но, скорее всего, результата не добьются. Было бы удивительно, если бы партию Навального зарегистрировали.
Сам Алексей Навальный уверен, что отказ — "реакция на создание "Демократической коалиции" и на планы по участию в выборах в трех регионах: Новосибирской, Калужской и Костромской областях.
Коалицию чуть больше недели назад объявили "РПР-Парнас" и "Партия прогресса". Суть альянса в том, что оппозиционеры будут баллотироваться по спискам "Парнаса", имеющего регистрацию, а все кандидаты пройдут через праймериз. Перед выборами им придется выйти из состава своих партий. О поддержке коалиции немедленно заявил Михаил Ходорковский. На следующий день к союзу присоединились несколько мелких партий — "Демократический выбор", "Гражданская инициатива", "Либертарианская партия" и др. С "Гражданской инициативой" и связана первая внутренняя свара: ее лидер Андрей Нечаев, министр экономики в 1992-1993 годах, а затем, до 2013 года, президент банка "Российская финансовая инициатива", внезапно начал торговлю за то, чтобы в Калужской области все-таки идти под флагом его партии, ну или выдвигать два списка "для подстраховки". Тему поднял известный в оппозиционных кругах московский муниципал Максим Кац, который, судя по его комментариям, намеревался работать на выборах на Нечаева.
В смысле потенциальных мандатов на кону если что-то и стоит, то немного: соратник Навального и глава его избирательного штаба Леонид Волков признает в своем Facebook, что в Калужской области "проходных мест будет от силы три-четыре (это если список наберет 15-20% голосов), а скорее, все-таки одно-два". Хотя, как отмечает Волков, тем острее становится конкуренция за проходные места. Но здесь дело даже не столько в количестве мест — их оппозиция вряд ли сумеет получить много, — а в демонстрации способности объединяться и достигать успеха. "Важно, чтобы "Парнас" подошел к думским выборам 2016 года репутационно и организационно максимально сильным, для этого нужны истории успеха в 2015 году", — объясняет Леонид Волков.
Алексей Навальный с тем же напором, что он показывал на выборах мэра Москвы, уже объявил набор волонтеров в трех областях. У коалиции есть деньги (Ходорковский), популярный бренд (Навальный) и лицензия ("РПР-Парнас"). Больше им по большому счету ничего не нужно, а вот у всех остальных нет как минимум одного из компонентов, а то и всех трех. Поэтому у "Демократической коалиции" есть шансы переварить всех недовольных, привести их к единому знаменателю и дальше уже бороться с системой. Или попросту отбросить их в сторону. Правда, сторону Андрея Нечаева неожиданно заняли отец и сын Гудковы, ныне пребывающие беспартийными. К "Гражданской инициативе" присоединился и Владимир Рыжков, бывший сопредседатель "РПР-Парнас", выдавленный из нее в результате внутрипартийного конфликта. В оппозиции, наполненной внутренними ссорами, полно ситуаций, когда один оппозиционер не переносит другого, и те, кто не попадает в "основной состав", то есть в коалицию Навального, естественно, пытаются создать альтернативу. Их задача — показать, что на выборах они могут создать достаточно проблем конкурентам для того, чтобы перед выборами в Госдуму повысить свои акции для политического торга. Ну а власть может их — вольно или невольно — использовать для расколов, и не будет ничего удивительного, если на выборах "Гражданскую инициативу" зарегистрируют, а "Парнас" — нет.
Есть еще один потенциальный сильный игрок — Алексей Кудрин, от которого все тоже ждут участия в выборах. Кудрин — известный человек с хорошим имиджем и профессиональным бэкграундом, он до сих пор близок к Путину, хотя и критикует его политику, и вполне может стать таким "вторым Михаилом Прохоровым", то есть одобряемым властью вариантом для умеренно критически настроенной интеллигенции. Именно к нему, говорят оппозиционеры, хотели бы, по слухам, примкнуть Гудковы и Рыжков. Проблема в том, что своей партии у Кудрина пока нет, есть только движение "Комитет гражданских инициатив". Самый любопытный слух гласит, что экс-министр финансов может пойти в Госдуму от "Яблока" — в декабре Григорий Явлинский открыто предлагал выдвинуть Алексея Кудрина в премьер-министры, так что ничего особенно удивительного здесь не будет, и для "Яблока" это тоже очень хороший вариант (самый голливудский сюжет получится, если Кудрин пройдет в Думу от "Яблока", потом станет премьером, и "Яблоко" превратится в партию власти). Но вряд ли гостеприимство "яблочников" распространится и на всех кудринских соратников: в смысле слежки за чистотой рядов у них партия довольно закрытая. На создание своей партии, если есть такое желание, у Кудрина остается почти полгода (для участия в выборах в Госдуму партия должна быть создана не менее чем за год).
Если кто и способен составить серьезную конкуренцию блоку Навального — Касьянова, так это Алексей Кудрин. В 2012 году он рассказывал, что проводил "консультации" и с "Парнасом", и с "Яблоком", но договоренностей не достиг. Региональные выборы его вряд ли заинтересуют, а на выборах в Госдуму, если Кудрин на них пойдет (а пока он держит интригу и упорно не комментирует такие вопросы), у него, понятное дело, будут прекрасные позиции прямо на старте. Так что спешить ему некуда, а вот "Демократической коалиции" сейчас надо показать, что она способна быть как минимум не худшим магнитом для оппозиции, и соперничать она будет сейчас не с Андреем Нечаевым, а с виртуальным Алексеем Кудриным.