Александр Алешкин переходит из ЦТСС на Северную верфь

Бывший глава ЦТСС Александр Алешкин переходит на Северную верфь первым заместителем гендиректора. Он будет курировать модернизацию верфи, конкурс на разработку проекта которой ЦТСС в 2015 году проиграл неизвестному в судостроении КБ ВиПС. Теперь ЦТСС может взять проект в свои руки.

Из АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ЦТСС) Александр Алешкин ушел в начале 2016 года в связи с окончанием контракта. "Продлевать контракт с ним не стали из-за возраста, ему на пенсию через пару лет выходить", — пояснил источник, близкий к ситуации. К исполнению обязанностей на новом месте Александр Алешкин приступит в ближайшее время. "Сейчас идет оформление необходимых документов, мы ожидаем, что процедура завершится до конца июля", — рассказали на Северной верфи.
На новом месте он будет курировать модернизацию верфи. "Александр Алешкин имеет значительный опыт руководства крупными проектными организациями. Сейчас перед Северной верфью стоит сложнейшая задача модернизации. ЦТСС был одним из участников конкурса на проектирование современного судостроительного комплекса на территории верфи, и Алешкин досконально знает все задачи и нюансы проекта. Профессиональные качества Александра Алешкина, его знания и комплексный подход будут для нас очень полезны", — заявили на предприятии.
Проект встал
В конце мая "ДП" подробно писал, что модернизацию заморозили из-за отсутствия финансирования. А в начале июня глава ОСК Алексей Рахманов подтвердил это, публично заявив, что конкурс на реконструкцию западного причала Северной верфи будет отменен.
Реконструкция причала — первый этап модернизации верфи, которая должна завершиться к 2024 году запуском в эксплуатацию крытого сухого дока для строительства крупнотоннажных судов. Проект модернизации предполагает, в частности, строительство нового корпусозаготовительного цеха. Также планировалось оснастить завод кранами грузоподъемностью до 1,2 тыс. т, что вкупе с автоматизацией процессов позволило бы Северной верфи строить суда в соответствии с современными мировыми технологиями — крупными функционально насыщенными блоками. Благодаря модернизации верфь могла бы производить суда длиной до 420 м и дедвейтом до 200 тыс. т (ее нынешние возможности существенно скромнее — 170 м и 12 тыс. т). Объем инвестиций в модернизацию — 30 млрд рублей.
Надежда остается
Впрочем, от идеи модернизации верфи ОСК полностью не отказывается. Алексей Рахманов намерен найти на это средства. А для этого нужен убедительный проект с технико-экономическим обоснованием целесообразности крупных инвестиций. Подготовкой этого проекта и займется Александр Алешкин. От того, как ему удастся справиться с поставленной задачей, будет зависеть, продлят ли с ним контракт через 3 года, летом 2019-го.
Интрига в том, что возглавляемый Алешкиным проектный институт ЦТСС, который спроектировал почти все верфи в России и на территории бывшего СССР, в декабре 2015 года проиграл конкурс на проектирование сухого дока для Северной верфи. Хотя мало кто сомневался, что контракт на 421 млн рублей получит ЦТСС.
Но главного претендента на победу обошло малоизвестное в среде судостроителей КБ ВиПС. Условия конкурса в ОСК составили так, что опыт работы КБ оказался более предпочтительным, чем у ЦТСС, хотя прежде ВиПС участвовало только в проектировании гражданских объектов (вторая сцена Мариинского театра, стадион "Зенита"). Как предполагают судостроители, победило КБ благодаря своему совладельцу — бывшему главе комитета по строительству Вячеславу Семененко, который приобрел 25% акций этой компании в конце 2014 года.
Источники в ОСК говорят, что результатами работы КБ топ-менеджмент судостроительной корпорации доволен не на 100%, наработки передали на экспертизу в ЦТСС. О результатах экспертизы в ЦТСС не говорят, ссылаясь на соглашение о неразглашении информации и отмечая при этом, что в подготовленных КБ документах встречаются некоторые огрехи. В частности, реконструкция Западного причала негармонично стыкуется с последующим строительством дока. Теперь, похоже, разработкой проекта всецело может заняться ЦТСС.
Вячеслав Семененко однозначно не ответил, продолжит ли КБ работать над проектом. "Я не знаю. Я сейчас имею небольшое отношение к производственной деятельности. Ничего не могу сказать", — сообщил он.