Почем налоговые льготы для "Роснефти"

Как выяснил “Коммерсантъ”, несмотря на поручения президента и премьера, правительство не смогло согласовать новые меры поддержки нефтяников. Между чиновниками сохраняются разногласия, а крупнейшие компании наперебой лоббируют свои интересы. Самую радикальную позицию традиционно занимает государственная «Роснефть»: ее руководитель Игорь Сечин просит у Владимира Путина беспрецедентные налоговые льготы на 145 млрд руб. в год.

Действия шефа «Роснефти» представляются вполне разумными. Но только если рассматривать их не в долго-, а в среднесрочной перспективе. И только с точки зрения пользы для его компании.
Какой есть на сегодня расклад? Мировые цены на нефть не особо предсказуемы, но с большей вероятностью будут идти вниз, чем вдруг взлетят. Развитые страны медленно, но верно переходят на заменители нефти и нефтепродуктов. Разработанные месторождения в России истощаются. И на фоне всего этого отечественные НПЗ так и не могут делать в большом объёме светлые (продвинутые и более маржинальные) нефтепродукты.
Отсюда – простой тактический вывод: надо продержаться ближайший президентский срок. Сохранить бизнес, заработать максимально доступное плюс что-то, по возможности, отдать в казну.
А тут в отрасли появляется налог, очень похожий на НДС. То есть, на наиболее эффективный вид сбора средств из бизнеса в госбюджет. Тут впору просить послабления на налоги от уже заработанного. «Тиграм мясо не докладывают»…
Печалит, что в аргументации к таким льготам отсутствуют планы по изменению структуры отрасли, приведению её к реалиям современного мира. Ни развития месторождений на океаническом шельфе. Ни инвестиций в поиск альтернативных источников энергии или методов синтеза нефтепродуктов. Ни построения на базе сетей АЗС инфраструктуры для обслуживания электромобилей. Ни, на худой конец, блокчейна какого-нибудь.
Возможно, инновационную составляющую решено оставить «Газпрому»? Пусть он осваивает сланцевый газ и другие источники энергии. А мы, нефтяники, будем качать, пока это кто-то покупает.
И президент оказывается перед сложным выбором: надо и системообразующую компанию поддержать, и поступления в бюджет не уронить. Иначе тяжело будет. Преемнику на президентском посту.