Электронный ревизор: перевозчиков тревожит новый контроль веса фур

Автор фото: "ДП"

В России появится новая система весового контроля для грузовиков. Массу фур будутизмерять посредством встроенных электронных датчиков. Перевозчики уже бьют тревогу, опасаясь затрат на переоборудование парков и обострения "чёрной" конкуренции.

Новые грузовики весом свыше 3,5 т планируется выпускать с конвейера уже со встроенной системой цифрового контроля. Отслеживать нагрузку на дорожное полотно будут датчики, установленные на оси.
Электронные устройства зафиксируют силу давления перевозимого груза и передадут данные на бортовой компьютер по кабелю или Bluetooth, а программа переведёт полученную информацию в тонны. Приём показателей будет вестись беспрерывно: от выхода машины в рейс до сдачи товара заказчику.
"Бортовые системы контроля веса (БСКВ) позволяют реализовать концепцию “весы всегда с собой”. Внедрение БСКВ позволит создать условия для обеспечения сохранности автодорог от преждевременного разрушения", — сообщили в пресс–службе РОСДОРНИИ, который курирует разработку сервиса.
Сотрудники института уже провели первые испытания, в рамках которых протестировали датчики разных производителей. Система выдала цифры с погрешностью до 10%. Но это в условиях статики и идеально ровного дорожного покрытия, что от российских реалий далеко. Тем не менее полученные сведения стали основанием для продолжения работы над проектом, рассказали "ДП" в РОСДОРНИИ.

Страх перед неизведанным

Мониторинг за движением большегрузов сегодня осуществляется с помощью автоматических пунктов весового и габаритного контроля (АПВГК). В Ленобласти установлено три рамки, ещё четыре появится в 2021 году. Кроме того, масса фур находится в зоне круглогодичного внимания сотрудников мобильных бригад и одного стационарного поста в Шушарах. Известие о запуске новой схемы взвешивания грузового транспорта перевозчики Северо–Запада восприняли с опаской.
Технология может стать эффективным инструментом контроля лишь в том случае, если техническая и законодательная составляющие будут чётко продуманы. Запуск же системы в сыром виде чреват тратами впустую.
Пока речь идёт об установке датчиков только на новые модели. Однако эксперты предполагают, что этим не ограничится и требование станет обязательным для всей техники. А единовременная модернизация автопарка — это уже затраты посерьёзнее.
За переоборудование одной машины владельцу придётся выложить около 100 тыс. рублей, подсчитал президент ассоциации "Грузавтотранс"Владимир Матягин. За расчёт был взят среднестатистический грузовик с шестью осями.
"В основном большегрузы имеют шесть осей, по два колеса с каждой стороны. Это как минимум 12 датчиков на одну машину. Плюс их нужно подключить к компьютеру автомобиля. Высокотехнологичное оборудование не может стоить копейки", — подытоживает автоэксперт.
Да и масса груза — изменчивая величина, добавляет Матягин. Есть множество факторов, которые в процессе транспортировки могут повлиять на достоверность показаний весового модуля. В их числе — погодные условия. В снегопад фура может прибавить в весе до 1 тонны. Некорректные показания датчиков обеспечены и в случае выхода из строя одного из элементов подвески.
"В процессе движения ломается один лист рессоры, — приводит пример доцент кафедры лесного машиностроения, сервиса и ремонта Санкт–Петербургского лесотехнического университета Александр Андронов. — При наличии БСКВ показания датчика окажутся неверны, так как ослабшая рессора будет иметь больший прогиб, нежели при установленном стандартном весе. Что в этом случае — штраф?"
Значение имеет и вид поставки. Неравномерное распределение веса по осям неизбежно, к примеру, при перевозке станков. Сложности возникнут при доставке насыпных наименований: щебня, песка, зерна: с "гуляющими" по кузову грузами на протяжении всего маршрута приборы будут транслировать переменчивые данные. Риск влететь на штраф есть и при приёме товаров из–за рубежа.
"Корректировка распределения веса не всегда возможна. Например, если речь идёт о таможенном грузе, то вскрытие запломбированного контейнера исключено. И в перспективе — рост издержек: на штрафы, дополнительные взвешивания и прочее", — констатирует начальник автотранспортного отдела филиала ГТК "Русмарин" в Новороссийске Дмитрий Черненко.
Все эти нюансы необходимо учесть ещё на этапе разработки, иначе установка электронных датчиков превратится в массовый выброс денег на ветер, уверены эксперты.

На те же грабли

Неясно пока и каким образом будет осуществляться мониторинг за соблюдением новых правил. Здесь нужны чёткие механизмы контроля, говорят специалисты, иначе встроенные датчики повторят судьбу "Платона", тахографов и прочих нововведений Минтранса, когда указ есть, но те, кто ему следует, в меньшинстве. "Каждый раз, когда выходит новый закон, перевозчик думает, как его обойти, а не как соблюдать. У нас отсутствует система тотального контроля за исполнением законов: их выгоднее нарушать, чем исполнять. И перевозчик не хочет стать белой вороной в стае чёрных. Ведь если он один будет соблюдать закон, а остальные 99% — нет, то он будет неконкурентоспособен на рынке", — поясняет Владимир Матягин.
Стоит отметить, что к самой идее встроенной системы контроля веса грузоперевозчики относятся положительно. Более того, датчики осевой нагрузки некоторые транспортные компании устанавливают уже сейчас. Пока в целях личного спокойствия: показания с приборов учёта для суда не являются весомым аргументом.
"Были случаи, когда автоматические рамки весогабаритного контроля работали некорректно и спустя 2–3 недели автоматически приходили штрафы. Но груз уже давно сдан, и вы не можете ничего опровергнуть. Даже крупные компании пытались доказать свою правоту, но бесполезно: суды не вставали на сторону перевозчиков", — рассказывает председатель объединения перевозчиков России по Санкт–Петербургу Сергей Понежа.
Между тем ошибочные показатели по весу рамки могут выдать из–за непогоды — если поверх датчиков, вмонтированных в асфальт, скопилась дождевая вода — или некорректной установки. Приборы должны фиксироваться на определённой глубине — отклонение в 1 мм чревато сбоями. Недопустимы на контрольном участке колея, трещины и наклоны. За избыточный вес система может принять и потоки воздуха от встречной фуры.
"Добросовестные транспортные компании заинтересованы в возможности контролировать соблюдение норм ВГК самостоятельно, до проезда через рамку АСВГК и до взвешивания на стационарном пункте. Встроенная система весового контроля в совокупности с другими инструментами позволит перевозчикам избежать штрафов за перегруз, а регулирующим органам — обеспечить сохранность дорог на высоком уровне", — уверен генеральный директор транспортной компании "Авто–ПЭК" Дмитрий Иевлев.
Пока разработка встроенной системы весогабаритного контроля находится на начальной стадии, ещё есть шанс, что в будущем она принесёт пользу как для грузоперевозчиков, так и для надзорных органов.
Существующие инструменты сегодня не позволяют отслеживать весь поток машин, проезжающих по трассам Петербурга и Ленобласти, сообщили в Северо–Западном управлении Ространснадзора.
А уйти от оплаты штрафа водители могут, попросту проигнорировав требование инспектора об остановке. За весь 2020 год общая сумма штрафов для водителей крупногабаритных авто составила в городе и области чуть больше 9 тыс. рублей.