Продажи гаджетов для умного дома в Петербурге и Ленобласти выросли почти на 20%

Автор фото: vostock-photo

Ретейлеры и производители говорят о большом росте спроса на умные устройства и экосистемы умного дома. В процесс активно включаются операторы связи, которые вводят специальные тарифы для интернета вещей.

На конец III квартала 2023 года количество подключённых IoT–устройств в Россиии превысило 80 млн, утверждают аналитики МТС. По итогам 2023 года рост числа устройств интернета вещей (IoT) составил 15% по сравнению с 2022 годом. Таким образом, темпы роста рынка чуть ниже общемировых, которые составляют 18% год к году.
Подсчёты агентства TelecomDaily ещё более оптимистичны. Согласно им, рынок только потребительского IoT в прошлом году в России вырос на 21%. Объём же рынка умного дома по итогам прошлого года увеличился почти на 19%, до $1,7 млн.

Для бизнеса и дома

В разговоре с "ДП" в МТС отметили, что в бизнес–сегменте драйвером роста выступают направления цифровизации недвижимости (умные многоквартирные дома), энергетики (умные приборы учёта электричества, воды и газа). В массовом, потребительском сегменте рост идёт за счёт устройств для умного дома — колонки с голосовыми помощниками, smart–TV, смарт–розетки.
"Рынок умных устройств в 2023 году в России составил 86 млн устройств в b2b– и b2c–сегменте (без учёта носимых девайсов — смарт–часов и браслетов). В 2024 году в Петербурге и Ленобласти интерес к умной технике сохраняется на прошлогоднем уровне. Около 4% всех проданных тарифов в регионе приходится на смарт–устройства", — прокомментировали в компании.
По данным производителей и ретейлеров, россиянам интересны не только устройства для системы умного дома, но и умные устройства в целом.
"Год к году заметен рост продаж умной малой бытовой техники от 5 до 10%. Речь идёт именно о бытовых приборах, а не о системах “умный дом”, которые сегодня могут себе позволить далеко не все жители страны. Куда проще купить умный чайник, мультиварку или робот–пылесос, чем делать полностью управляемым своё жилое пространство", — рассказали "ДП" в пресс–службе Redmond. Компания как раз занимается производством умных бытовых приборов, например пылесосов, утюгов, напольных весов и розеток.
Основная мотивация к покупке умной техники, по словам представителей компании, не изменилась со времён изобретения технологичных помощников на кухне и в доме. На первых местах всегда стоят функциональность прибора, удобство его использования, технические характеристики и внешний вид. Возможность дистанционного контроля и управления техникой со смартфона до сих пор воспринимается как дополнительная "фича", отвечающая за технологичность товара, делая его привлекательным за счёт соответствия моде, тенденциям времени, трендам.
"Это некая дополнительная возможность, которой можно и не пользоваться, но хорошо, что она есть. Ну разве что кроме отдельной категории роботов–пылесосов, которые в сознании потребителя остаются отдельным и удобным видом техники и не очень ассоциируются с умным домом", — добавили в компании.

Есть с кем поговорить

В "Яндексе" рассказали, что в начале 2024 года компания преодолела отметку 6 млн активных устройств, включая умные лампочки, розетки и датчики. В компании отмечают, что россиянам интересна экосистема умного дома, но в случае "Яндекса" она завязана на голосовом помощнике "Алиса". Именно после покупки колонки с ней потребители начинают приобретать и остальные умные приборы. В компании считают, что голосовое управление — один из основных факторов развития рынка умных домашних устройств. Людям удобно пользоваться голосом для управления приборами и автоматизации бытовых процессов через создание сценариев.
"В создании и разработке умных устройств мы опираемся в первую очередь на ключевые потребности пользователей и свою экспертизу. Пользователи просят у “Алисы” уже не только поставить их любимую музыку или зачитать прогноз погоды — наши умные колонки превратились в настоящий центр управления умным домом", — рассказали в компании.
Рост спроса подтверждают ретейлеры. Такую тенденцию, например, отметили в "МегаФоне".
"В городе и области в 2023 году продажи гаджетов для умного дома выросли почти на 20% по сравнению с 2022–м. Такой спрос объясняется растущей потребностью в оптимизации энергопотребления, повышении уровня комфорта и безопасности жилья", — рассказали корреспонденту "ДП" в пресс–службе компании.
Наибольшей популярностью у россиян в прошлом году пользовались смарт–розетки и датчики температуры и влажности. Их продажи за год выросли на 52 и 88% соответственно в натуральном выражении. Спрос на центры управления умным домом вырос на 35% за год. На 14% увеличился спрос на приборы умного освещения — лампы и светильники. Вырос интерес к разнообразным датчикам движения, протечек и дыма.
Также одна из наиболее динамично растущих групп товаров — умные колонки, их продажи в "МегаФоне" в 2023 году выросли в 2,3 раза. Вслед за ними россияне стали чаще покупать и бытовую технику, управлять которой можно голосом или через приложение на смартфоне. В частности, число покупок смарт–чайников увеличилось на 34% год к году, добавили в "МегаФоне".

Безлюдные тарифы

При этом рынок IoT зависит от развития интернета и связи. Обычно драйвером развития для этого направления называют введение сетей 5G. В России, как известно, этот процесс застопорился, и когда отечественные пользователи получат доступ к сетям нового поколения, остаётся под большим вопросом. Тем не менее уже сейчас российские телеком–операторы имеют специальные тарифы для умных устройств.
"Тарифы для умных устройств необходимы для оптимальной работы и безопасности передачи данных. Им не нужны звонки, не нужны большие объёмы трафика. Поэтому мы формируем такие тарифы, которые нужны именно в работе смарт–техники, например планшетов, специальных розеток, трекеров, датчиков, систем видеонаблюдения. Для наших абонентов, использующих умные гаджеты, предусмотрен тариф “Для устройств”", — рассказали в МТС.
Роль телеком–оператора в развитии смарт–техники можно рассмотреть с двух сторон. Во–первых, компания предоставляет доступ в Сеть, обеспечивает стабильное соединение. Во–вторых, она может сама производить такие устройства.
"Например, у экосистемы МТС большая экспертиза в области искусственного интеллекта, IoT. Мы занимаемся разработкой сервисов для интеллектуального видеонаблюдения, систем умного дома. Также мы построили специальную сеть для интернета вещей NB–IoT, которая позволяет при правильной настройке, скажем, датчику температуры или умному счётчику воды жить от одной батареи порядка 6 лет", — поделились в компании.
У "МегаФона" есть универсальный тариф для IoT–устройств "Умные вещи" для GPS–трекеров, шлагбаумов, датчиков умного дома и тариф "Умные часы" для 4G–часов и других умных 4G–устройств.