Третья жизнь: чем удивит иконостас Смольного собора после воссоздания

В последние годы во многом благодаря конструктивному взаимодействию бизнеса и власти в Петербурге стало уделяться больше внимания возвращению его исторического облика. Среди утраченных реликвий, над воссозданием которых сегодня идёт активная работа, — иконостас Смольного собора.

Впервые о необходимости возвращения святыни жителям города заговорили в 2017 году, когда с соответствующей инициативой выступил Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга. Для поиска исторических материалов, в том числе чертежей, изображений и документов были также привлечены учёные-историки Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). В 2021-м к работе подключился Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (Фонд). Его специалисты изучили все архивные данные, собранные представителями КГИОП и СПбГУ, и продолжили свои исследования.
В далёком XVIII веке
К 1751 году завершились подготовительные работы и устройство фундаментов по проекту Франческо Бартоломео Растрелли и началось возведение самого Смольного собора вместе с монастырскими зданиями. Примерно в то время было положено начало сооружению колокольни Смольного монастыря.
Строительство храма велось быстро, и в 1756 году уже приступили к внутренней отделке. Тогда же великий архитектор подготовил проекты иконостасов. Однако им не суждено было воплотиться в жизнь из-за Семилетней войны с Пруссией, и, как следствие, недостатка финансирования.
Первый иконостас
К финальной стадии возведения монастыря вернулись только в конце 1820-х годов. Главным архитектором был назначен Василий Стасов, и первый иконостас создали именно по его рисунку, в духе времени, в классицистическом стиле, который в то же время органично сочетался с внутренней архитектурой собора, выдержанного в стиле елизаветинского барокко.
Утраченный иконостас Смольного собора
К написанию икон были привлечены такие именитые художники как Пётр Басин, Пауль Эмиль Якобс, Фёдор Брюллов, Алексей Венецианов и многие другие.
Работы завершились в 1835 году, однако уже в середине XIX века иконостасы решили обновить в связи с изменением архитектурных предпочтений в обществе и необходимостью поддержания барочной стилистики в интерьере собора.
К написанию икон при создании иконостаса Смольного собора в первой половине XIX века были привлечены такие именитые художники как Пётр Басин, Пауль Эмиль Якобс, Фёдор Брюллов, Алексей Венецианов и другие
Как завещал Растрелли
В 1875 году в монастыре был установлен и освящён центральный иконостас, выполненный "в духе графа Растрелли" известным архитектором Максимилианом Месмахером. Новый иконостас имел высоту 22,5 метра и включал солею из хрусталя. Перед новым архитектором стояла непростая задача — сохранить иконы, написанные ранее известными художниками, и, надо заметить, он с ней справился. В 1882 году северный и южный приделы также украсили иконостасы, созданные по проекту Месмахера.
После революции иконостас серьёзно пострадал, но восстановление было возможно. И даже после окончания Великой Отечественной войны ещё сохранялись, например, фрагменты кафедры и Царского места. Полностью утрачен он был после демонтажа в 1972 году.
Наши дни
На данный момент силами Фонда полностью завершены работы по созданию металлокаркаса — основы для будущего иконостаса, также создано всё для его возведения в центральном, южном и северном приделах. Одновременно подходят к концу изготовление и монтаж деревянных и резных элементов иконостаса центрального алтаря.
"Воссоздание этой реликвии наша основная задача в Смольном соборе на ближайшее время, — подчеркнул директор Фонда Илья Козлов. — Это не первый наш проект здесь. Например, при входе в собор сегодня можно увидеть точную копию макета Смольного монастыря Франческо Бартоломео Растрелли. Силами Фонда был создан точный список чудотворной иконы Феодоровской Божией матери в драгоценном окладе и ризе, изготовлен резной киот с двумя лестницами. Кроме того, в подкупольном пространстве идут работы по обустройству музея "Собрание Ангелов".
Отдельно стоит отметить скрупулёзный труд мастеров, которые занимаются написанием икон. Руководитель ответственной за это организации (ООО "Подворье") Ярослав Штеренберг рассказал "ДП", что в работах неизбежно возникают небольшие отступления:
"Многие иконы воспроизводятся по чёрно-белым фотографиям иконостаса, который создавался ещё в XIX веке. Причём непосредственно к иконописи это имеет весьма отдалённое отношение. Скорее, это были картины на религиозную тему западноевропейской формации. Нам же важно максимально точно отразить идею оригинала, и при этом, привнести в свои полотна характер русской иконописной традиции".
Перед тем, как приступить непосредственно к письму, была проведена серьёзная подготовка. Так, на протяжении полугода вёлся сбор иконографического и фотоматериала в архивах, фондах и музеях, в ходе которого специалисты проанализировали более двух тысяч изображений оригинальных икон и их аналогов. Особенно непростым оказался процесс воспроизведения иконы "Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института" Алексея Венецианова, которая хранится в Русском музее. Администрация учреждения пошла навстречу и перекрыла для коллектива художников отдельный зал, куда вывезли икону. Благодаря этому мастера смогли получить доступ к оригиналу для снятия выкрасок с составлением палитры работы и снятия калек.
Сегодня работы продолжаются. По предварительным прогнозам, написание ещё одиннадцати икон главного иконостаса завершится до июня 2024 года.
Возможно, уже совсем скоро гости и жители Петербурга смогут оценить величие утраченной реликвии и ещё раз убедиться, что Смольный собор по праву считается жемчужиной мировой архитектуры и одним из главных символов города на Неве. В свою очередь, "ДП" также оценил данный проект, отметив его как "Проект года в сфере восстановления исторического наследия Петербурга".