Как малоизвестная компания "Антарес" выиграла госзаказы в Петербурге на 0,5 млрд рублей

Фирма "Антарес" жены бизнесмена Андрея Павлова, который находится в СИЗО, выиграла конкурсы на достройку петербургских соцобъектов за полмиллиарда. Из СИЗО Андрею Павлову с помощью мобильника удавалось убеждать все свое окружение, что он на свободе.

Малоизвестная на строительном рынке фирма "Антарес" выиграла три конкурса комитета по строительству почти на 500 млн рублей. "ДП" провел расследование и выяснил, как маленькой фирме, которая принадлежит домохозяйке Юлии Павловой, воспитывающей троих детей, так быстро удалось добиться успеха.
Юлия Павлова — супруга Андрея Павлова. Его карьера настолько богата разнообразными событиями и проектами, что представить его в двух словах сложно. В биографии Павлова — и пост советника главы "Справедливой России" Сергея Миронова, и запуск сети "Справедливые магазины" в Екатеринбурге, и скупка земель под застройку по всей стране через Фонд реформирования жилищного строительства (Фонд РЖС), где в попечительском совете состоял нынешний вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, тогда — Игорь Слюняев. Впрочем, он отмечает, что критически относился к работе Фонда.
Сегодня Андрей Павлов находится в СИЗО №1 Нижнего Новгорода. Он проходит подозреваемым по делу о мошенничестве при строительстве элитного коттеджного поселка "Монте Кристо" в Нижегородской области, которое вела зарегистрированная в Петербурге фирма "РосЗемСнаб". Контрольным пакетом в компании владела Юлия Павлова, а Андрей Павлов занимал пост директора по развитию. Деньги с дольщиков собрали, а стройка так и не началась.
По версии восьми разных собеседников "ДП", Юлия Павлова — домохозяйка, занимается воспитанием троих детей, в управлении бизнесом никогда не участвовала, а дела вел Андрей Павлов. Также и деятельность "Антареса" контролирует он сам, полагают многочисленные собеседники "ДП". Если это так, стоит отметить находчивость предпринимателя: выиграть конкурсы на полмиллиарда, находясь в СИЗО, не каждому под силу. 
Дело в том, что в СИЗО у Андрея Павлова был доступ в Интернет. Абсолютное большинство его знакомых были уверены, что он на свободе. В этом же он попытался убедить и корреспондента "ДП". В ответ на запрос "ДП" Нижегородская прокуратура сообщила, что в камере Андрея Павлова провели обыск и изъяли телефон, а корреспондента "ДП" поблагодарили "за проявленную гражданскую позицию и предоставленную информацию". 

Социальная ответственность

"Антарес" появился задолго до того, как стал собственностью Юлии Павловой, еще в 2008 году. Долгое время собственником и гендиректором компании был Владимир Садовников, руководитель фонда "Петергоф", который работает при муниципалитете Петергофа и специализируется на финансовом посредничестве (по данным СПАРК). Садовников известен тем, что в начале 2000-х руководил компаниями, которые строили бизнес-центр в Петергофе и гольф-поле рядом с Константиновским дворцом в Стрельне. По словам собеседников "ДП" из строительной отрасли, "Антарес" как раз был субподрядчиком при строительстве этого гольф-поля, а потом масштабные работы уже не вел, то есть, видимо, создавался под один конкретный заказ. Сегодня Владимир Садовников — собственник разнопрофильных небольших фирм, например, его "Академия" готовит недвижимость к продаже, "Крымская весна" проектирует, "Новгородское подворье" разводит сельскохозяйственную птицу, "Ротана" торгует топливом. Есть еще стрелковый клуб Великого Новгорода и другие компании, в их числе был и "Антарес".
В прошлом году доля 99% в "Антаресе" перешла к фирме "Научно-исследовательский центр Сократ", которая принадлежит Юлии Павловой, супруге Андрея Павлова. У Владимира Садовникова остался 1%. После этого "Антарес" сразу же начал претендовать на работы за счет бюджета Петербурга. Фирма заявилась на десяток конкурсов комитета по строительству.
При этом "Антарес" выбрал интересную нишу: претендовал только на завершение уже начатых работ, а каких — неважно, будь то строительство дома или трамвайных путей. Таких заявок фирма подала больше десятка. Как правило, госзаказчик ищет подрядчика для завершения какого-либо строительства потому, что предыдущая фирма получила аванс и исчезла. И нередко со следующим подрядчиком история повторяется: он получает аванс и исчезает. И только третья или четвертая компания достраивает объект. По подсчетам "ДП", всего в городе более 100 объектов незавершенного строительства. Возможно, в планы "Антареса" как раз входила такая схема — прийти на объект, получить деньги, почти ничего не сделать и пропасть.
Сначала комитет по строительству не допускал "Антарес" к участию в конкурсах. Но начиная с весны 2016 года начал допускать. Чиновники приняли шесть заявок компании на работы общей стоимостью более 3 млрд рублей. Из них в трех конкурсах на 1 млрд рублей "Антарес" победил. Фирма демпинговала: на торгах снижала цену на 50%, хотя на рынке максимальным снижением считается 10-15%. В результате стоимость работ для "Антареса" по трем контрактам составила всего 478 млн рублей вместо стартового 1 млрд рублей.
В комитете по строительству в ответ на запрос "ДП" сообщили, что компания выиграла подряды строго в соответствии с законом, и подробно описали все пункты закона, которым следовали. "На данный момент, контракты между комитетом по строительству и ООО "Антарес" не подписаны. Регламентный срок предоставления гарантий по данным контрактам истекает 26-27 июля", - сообщили в комитете. Таким образом, если до этого срока "Антарес" не предоставит банковскую гарантию, контракт с фирмой не заключат. На гарантию фирме понадобится потратить около 20 млн рублей, поскольку Смольный выставил достаточно высокие требования по ней.  
Курирующий строительный блок вице-губернатор Игорь Албин заверил "ДП", что Смольный не намерен подписывать контракты с "Антаресом". "Никто не отдает им подряды. Там очевидный демпинг. Мы выставили им высокие требования к банковским гарантиям. Ждем. У меня нет друга Андрея Павлова. Он присутствует на моих страничках в социальных сетях. Андрей Павлов — советник Миронова Сергея Михайловича, по этой причине я с ним несколько раз общался. Знакомый, но никак не друг", — сообщил "ДП" Игорь Албин.
Но не секрет, что нежелательных подрядчиков, как правило, к аукционам даже не допускают, благо рычагов для такого воздействия у чиновников достаточно. А в случае с "Антаресом" чиновники, похоже, решили довериться компании, принадлежащей домохозяйке.

Хорошо известны

Юлия Павлова и ее супруг Андрей Павлов — личности малоизвестные в Петербурге, но знаменитые в других российских регионах. Сейчас Андрей Павлов находится в СИЗО №1 Нижегородской области. Его задержали около года назад в рамках следствия по делу о мошенничестве компании "РосЗемСнаб" при строительстве элитного коттеджного поселка "Монте Кристо" на 280 домов со своей инфраструктурой и аквапарком. По крайней мере так будущий поселок описывали дольщикам.
Как выяснил "ДП", участок в Нижнем Новгороде был лишь одним из десятка по всей России. Земли в разных регионах приобретались с участием Андрея Павлова, как правило, по одной и той же схеме — через Фонд РЖС, в попечительский совет которого входил нынешний вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, тогда он еще не сменил фамилию и был Игорем Слюняевым. В аукционах за земли участвовали две партнерские фирмы "РосЗемСнаба" — "Эс Би Эр групп" и "Оптима-строй" (обе зарегистрированы в Петербурге), а сам "РосЗемСнаб" должен был организовывать застройку и продажу. Теперь Фонд РЖС через суды возвращает участки, на которых так и не выросли прекрасные дома и предприятия.
"Мы познакомились с Андреем Павловым около 7 лет назад. Он сообщил, что хорошо знаком с руководством Фонда РЖС, и предложил совместно участвовать в аукционах фонда на получение земель. У моей строительной фирмы "Оптима-строй" был подходящий опыт для того, чтобы подавать заявки и вести стройку, фонд обещал подвести инженерные сети и помочь с получением кредитов, а Андрей Павлов — привлечь инвесторов. Мы были единственными участниками аукционов и получили три участка: в Перми на границе города площадью 54 га, в Нижнем Новгороде площадью около 24 га и в городе Орле площадью 4 га — под застройку. На практике оказалось, что инвесторов нет, помощь в получении кредитов со стороны фонда отсутствует, строить дома не на что. Мне предложили переписать земли, но мы уже вложили в торги и подготовку около 20 млн рублей. В результате мы обратились в правоохранительные органы и подали заявление в суд. Насколько мне известно, по той же схеме был получен еще десяток участков в различных регионах России, и ни на одном из них работы не ведутся. Что касается его супруги, на которую оформлены бизнесы: я не замечал ее за ведением бизнеса, она домохозяйка, воспитывает троих детей. А вот Андрей Павлов всегда лично участвовал в работе", — озвучил "ДП" свое видение ситуации бывший совладелец "Оптима-строя" Борис Бабенко.
Ранее, в 2010 году, Андрей Павлов был известным предпринимателем в Екатеринбурге. Как писало местное информагентство "УралБизнесКонсалтинг", он открыл сеть "Справедливые магазины". Сеть демпинговала и торговала продуктами по ценам, значительно ниже рыночных. Поскольку до этого Андрей Павлов занимал пост советника Сергея Миронова, главы партии "Справедливая Россия", магазины сочли предвыборным проектом партии, тем более рядом с ними висели растяжки с логотипами партии и надписью "При подержке "Справедливой России". Но Миронов от связи с Павловым и его торговым бизнесом открестился. В 2010 году сеть закрылась, а поставщики продукции подали иски с требованием выплатить долги.  
До этого Андрей Павлов отметился в Свердловской области. Как писало информагентство "Новый регион", гендиректор центра недвижимости "Северная Казна" обратилась в прокуратуру области с заявлением, в котором говорилось: "В июне 2009 года к нам обратился господин Павлов Андрей Сергеевич, который представился советником председателя Совета Федерации и председателя политической партии "Справедливая Россия", предъявил соответствующие документы и показал совместные фотографии. Он предложил купить у нас автозаправочную станцию, расположенную селе Балтым, где в оформлении будет применена эмблема "Справедливой России". Идея покупки АЗС и применения символики СР — по словам господина Павлова, борьба с высокими ценами на топливо при качественном сервисе обслуживания — была нами поддержана". На условиях рассрочки АЗС выкупило ООО "Энергия жизни", оформило АЗС с символикой партии и лозунгом "Быть добру!", но деньги, как говорилось в заявлении, выплачены не были.
До этого Андрей Павлов, по всей видимости, находился в тюрьме, отсиживал срок. По данным базы Верховного суда в РФ, в 2001 году Октябрьский районный суд Екатеринбурга признал его виновным по статье "Убийство" и статье "Незаконное хранение или ношение оружия". Детали этого преступления "ДП" узнать не удалось: данных в открытых источниках нет.

Иллюзия свободы

Несмотря на нынешний арест, Андрей Павлов приложил множество усилий, чтобы его окружение считало его свободным. Его страницы в соцсетях "ВКонтакте", "Фейсбук" и "Живой журнал" постоянно обновляются фотографиями, на которых он якобы проводит время с детьми, с женой, отдыхает в лесу, трудится в офисе. Корреспондент "ДП" без труда связался с Андреем Павловым через одну из соцсетей, где бизнесмен сообщил свой мобильный телефон и заверил, что находится на свободе. "В первой половине дня я буду на объекте в Зеленогорске, напротив яхт-клуба, а потом приеду к вам в редакцию", — поведал он. Позже в сообщениях в мессенджере он красочно описывал, как гуляет с собакой, проводит время с родственниками и работает. Об "Антаресе" предприниматель сообщил, что этот бизнес не контролирует, собственник — его супруга, а за управление отвечает нанятый ею гендиректор. До редакции предприниматель, конечно, так и не доехал. Сослался на чрезвычайную занятость. Зато согласился пообщаться по видеосвязи в Skype.
На видеозвонок "ДП" ответил другой человек. В нем многочисленные собеседники "ДП", хорошо знакомые с Андреем Павловым, узнали его помощника Егора Дмитриева. По всей видимости, именно Егор Дмитриев и ведет большую часть общения от имени Андрея Павлова. На письма "ДП" Егор Дмитриев не ответил. Видеочат продлился не больше минуты. Корреспондент "ДП" лишь успел поинтересоваться у Егора Дмитриев, который представился Андреем Павловым: "Это вас так следственный изолятор изменил? А почему вы в такой темноте? Не покажете, где находитесь?" На это Егор Дмитриев ответил, что не обязан этого делать, затем связь прервалась, и на звонки корреспондента собеседник уже не отвечал. Зато с сотового Андрея Павлова начали приходить сообщения с требованием извиниться "за обвинения в том, что я нахожусь в СИЗО".
Слева Андрей Павлов; в центре человек, выходивший на видеосвязь; справа Егор Дмитриев.

Как "ДП" бизнесмена без телефона оставил

По всей видимости, с такой же настойчивостью Андрей Павлов убеждал в своей свободе всех собеседников и знакомых: и родственников, и давних друзей, и бизнес-партнеров. В том числе и чиновники вполне могли поверить, что он находится на свободе, ведет активный образ жизни и очень занят на объектах. Впрочем, выяснить правду было не так уж и сложно.
Нижегородская прокуратура оперативно, меньше чем за сутки, ответила на официальный запрос "ДП" по этому поводу. В прокуратуре сообщили, что уголовное дело по факту обмана дольщиков "Монте Кристо" действительно существует и в марте было направлено в Нижегородский районный суд, а Андрей Павлов действительно находится в СИЗО №1 Нижнего Новгорода.
Кроме того, в прокуратуре рассказали, что, получив запрос от "ДП", направили в СИЗО требование о внеплановом обыске в камере Павлова. В результате обыска у находчивого бизнесмена обнаружили и изъяли сотовый телефон, а теперь проводят проверку того, как к нему этот телефон попал, сообщили в прокуратуре. Как известно, хранить телефоны заключенным в СИЗО категорически запрещается. Впрочем, в прокуратуре признали: несмотря на борьбу с этим нарушением, заключенным периодически удается добывать мобильники в тюрьме. Только в СИЗО №1, где находится Андрей Павлов, в прошлом году изъяли свыше 340 телефонов и их комплектующих, добавили в прокуратуре.
В завершение прокуратура Нижегородской области поблагодарила "ДП" "за проявленную гражданскую позицию и предоставленную информацию".

Талантливые люди

Связаться с Юлией Павловой "ДП" не удалось. Но Андрей Павлов, пока был на связи, передал редакции ее ответы на некоторые из отправленных в "Антарес" вопросов. Правда, создается впечатление, что писал он их самостоятельно. Отправить ответы с электронной почты "Антареса" временно невозможно, сказал Павлов, по техническим причинам, поэтому, видимо, письма пришли с его личной почты. Письмо сопровождалось обвинениями редакции в том, что она готовит "заказной" материал в интересах строительных компаний, для которых "Антарес" является сильным и опасным конкурентом. Публикуем полученные ответы.
Юлия, почему вы решили приобрести долю именно в этой компании?
— Мое управление компанией "Антарес" сводится к принятию решения о назначении генерального директора. Именно генеральный директор и управляет компанией. Андрей Павлов не принимает участия в деятельности компании. Иногда я с ним советуюсь, не более того.
Какие контракты "Антарес" выполнял ранее?
— Такие контракты мне не известны.
Как вы познакомились с Владимиром Садовниковым, которому "Антарес" принадлежал до этого? На каких условиях происходила сделка? Чем занимается научный центр "Сократ", через который вы владеете "Антаресом"?
— Владимир Садовников — один из партнеров по бизнесу. Знаю его мало. Детали приобретения доли в "Антаресе" — коммерческая тайна. Доля в "Антаресе" уже приобретена другим сторонним инвестором. Это заслуженный строитель РФ. В настоящее время эти изменения регистрируются ИФНС.
На ваш взгляд, что позволило компании сразу же получить несколько крупных госзаказов на строительство от комитета по строительству?
— Менеджмент "Антареса" — выходцы из двух крупных строительных компаний Петербурга — "Мостоотряд №19" и "Водоканалстрой".
С учетом того, что в связи с работой другой вашей компании, "РосЗемСнаб", заведено уголовное дело, может ли город быть уверен, что в данном случае компания выполнит работы в срок? Кроме того, есть мнение, что ваша компания "Антарес" получила контракты благодаря беспрецедентному демпингу.
— Стоимость достройки школы, садика и троллейбусной линии тщательно проверена специалистами компании. Они берутся достроить за такие деньги. Я уверена, что все объекты будут введены в строй своевременно, в отличие от предыдущих подрядчиков.
Довод об уголовных делах в отношении одной из моих компаний — надуманный. Речь идет о коррупционном налете со стороны оборотней в полицейских погонах. Суд дал оценку так называемому "следствию". Состава преступления нет. Все мы помним, как обвиняли в течение 4 лет Сергея Сторчака. Он оправдан. Помним и более далекие исторические параллели: лучшие конструкторы СССР Сергей Королев и Андрей Туполев также привлекались к уголовному преследованию. Это не помешало создать им лучшие аппараты для космоса и авиации. Не надо думать, что впервые с талантливыми людьми разбирались путем незаконного уголовного дела. Строительный рынок тоже полон опасностей. И "крыша силовиков" никуда не исчезла. А поливать человека грязью легко, особенно когда сам ничего не делаешь.
По словам дольщиков "Монте Кристо", вы приходитесь племянницей вице-губернатору Петербурга Игорю Албину. Так ли это?
— Лично я ни разу в жизни Албина в глаза не видела. И лично не встречалась. И он меня ни разу лично не видел. Мы не родственники и не друзья. Бред, на который вы ссылаетесь, изобилует фантазиями. Вы же утверждали и то, что муж мой находится в СИЗО.