Антонио Фаллико: "Зачем продавать нефть, а затем закупать бензин?"

О путях выхода России из кризиса, об экономической ситуации внутри страны и в Северо–Западном регионе рассказал Антонио Фаллико, вице–президент Ассоциации поддержки итальянского бизнеса в России, GIM–Unimpresa, председатель совета директоров КМБ БАНКа, банка группы "Интеза Санпаоло".

"ДП": В чем, на ваш взгляд, различия влияния кризиса на экономику Италии и России?
А.Ф.: Кризис, начавшийся в США, оказал существенное влияние на мировую экономику. В связи с тем, что доллар до недавнего времени являлся главной расчетной валютой, все страны в большей или меньшей степени оказались под ударом мирового кризиса. При этом каждая страна в зависимости от структуры экономики по–своему подошла к решению внутренних проблем. Так, российская экономика реагирует на мировой финансовой кризис иначе, чем итальянская. Это связано прежде всего с тем, что промышленный сектор России не настолько сильно диверсифицирован, как, например в Германии, Франции или Италии. Важную часть ВВП страны составляют доходы от экспорта энергоносителей, в то время как экономика Италии на 70–80% обеспечивается за счет доходов предприятий малого и среднего бизнеса. Соответственно, резкие колебания цен на черное золото оказывают гораздо более существенное влияние на всю экономику России, чем у нас.
"ДП": Доллар в качестве универсальной расчетной валюты доживает последние дни, а когда, по–вашему, рубль станет региональной валютой?
А.Ф.: На мой взгляд, в мире начался процесс переоценки роли США и доллара в мировой экономике, а американская валюта в перспективе перестанет быть единой расчетной единицей. Изменения в мировом валютном порядке неизбежно приведут к изменениям геополитического характера. Я считаю, что, наряду с российским рублем, право стать региональной валютой также имеют евро, иена и китайский юань. Однако, по моим прогнозам, этот процесс может занять десятилетия.
"ДП": Как вы оцениваете приток итальянского капитала в Россию? В частности, сколько новых предприятий могут открыться в Петербурге и Ленобласти?
А.Ф.: Полагаю, приток новых компаний будет на уровне 10–15% от общего объема итальянскоАнтонио Фаллико: Антонио Фаллико: "зачем продавать нефть, а затем закупать бензин?"го бизнеса в России. Важно понимать, что наши предприниматели могут опереться на помощь правительства: в Италии существуют законы, стимулирующие развитие бизнеса, ориентированного на производство за рубежом, в том числе и в России. По заявлению г–на Берлускони, курс нашего правительства будет только усилен. Сегодня даже небольшие фирмы заинтересованы в том, чтобы пробовать свои силы на российском рынке.
"ДП": Насколько сложно вести дела в России зарубежным бизнесменам, ведь у нас здесь свои правила?
А.Ф.: Да, конечно, у наших предпринимателей, работающих в России, есть проблемы с таможней и бюрократизмом. Но такие барьеры существуют везде, в том числе и в Италии, хотя и в меньшей степени, чем, скажем, 30–35 лет тому назад. Я считаю, что в любом случае все барьеры необходимо преодолевать, и убежден, что это вполне по плечу современным предпринимателям. Ассоциация итальянского бизнеса (GIM Unimpresa), представительство которой было открыто в Санкт–Петербурге, призвана оказывать содействие представителям итальянских деловых кругов в решении вопросов, связанных с ведением бизнеса в России. Ассоциация осуществляет информационную поддержку и дает экспертную оценку конкретных секторов экономики для предпринимателей, которые планируют работать в России.
Некоторые наши соотечественники пытаются работать по схеме: пришел — продал — ушел. Они считают, что в Россию достаточно приехать с образцами своей продукции, показать их, заключить крупный контракт, через неделю уехать обратно в Италию и подсчитывать прибыль. Безусловно, времена изменились, и Россия — не страна третьего мира, которую напоминала после развала Советского Союза. Эпоха чистых продаж закончилась. Сейчас для успеха необходимо много работать, вкладывать не только средства, но и собственные силы, знания, опыт и энергию, в общем, вести дела по тому же принципу, что и в любой другой экономически развитой стране.
"ДП": Каковы, на ваш взгляд, перспективные сферы сотрудничества?
А.Ф.: В условиях финансового кризиса главными объектами инвестиционных вложений по–прежнему остаются долгосрочные инфраструктурные проекты, инновационный бизнес, в том числе нанотехнологии и перерабатывающая промышленность. Однако нужно понимать, что отдача от таких инвестиций будет только через несколько лет.
"ДП": По вашему мнению, что необходимо сделать, чтобы сектор малого и среднего бизнеса играл в российской экономике такую же роль, как в итальянской?
А.Ф.: Сегодня мы уже можем говорить о начале процесса диверсификации российской экономики, который прослеживается прежде всего в динамике развития малого и среднего бизнеса. Если несколько лет назад МСП составлял всего 3–5% ВВП, то сейчас этот показатель находится на уровне 10–15%. По сравнению, например, с Италией это значение невелико, но темпы прироста налицо. Такая ситуация исторически абсолютно объяснима. В советское время города России создавались как промышленные центры: вокруг крупных предприятий возводились жилые комплексы, создавалась инфраструктура, ориентированная на обслуживание нужд работников предприятий.
Советская законодательная система исключала частную предпринимательскую инициативу и не позволяла легально развиваться частному бизнесу. Сегодня, всего через 17 лет, после начала нового этапа развития России, сложился класс предпринимателей, сформировался определенный рыночный менталитет. Однако, как и 15–20 лет назад, основную долю в бюджете страны занимают газ, нефть, металлы. Создаются финансово–промышленные гиганты, в рамках которых функционируют собственные банки и туристические компании, дизайн–бюро и агентства недвижимости.
Приведу пример: российский металлургический гигант решил приобрести крупного туроператора. Казалось бы, что в этом предосудительного? Но если задуматься, что это может значить в масштабах всей страны, то становится очевидным, что крупные компании, способные контролировать целые отрасли и рынки, оттесняют малые и средние предприятия.
"ДП": Кроме газа и нефти какая российская продукция может быть интересна для зарубежных покупателей?
А.Ф.: В первую очередь, как и большинство европейских бизнесменов, я считаю, что Россия может самостоятельно перерабатывать собственное сырье, внедрять современные технологии в процесс производства. Например, зачем продавать нефть, а затем закупать бензин? Или продавать круглый лес и затем импортировать готовую продукцию? В стране есть инвестиционный капитал, в целом сформирована промышленная база, налицо интеллектуальные ресурсы — все эти активы можно эффективно использовать, создавая добавочную стоимость!
Национальным проектом страны предусмотрено развитие нанотехнологий. Сейчас главное — разработать конкурентоспособные продукты и запатентовать их. У вас всегда были выдающиеся ученые, но реализация их разработок недостаточно финансировалась. Я считаю, что настало время заняться этим направлением. Уверен, что инновационные продукты будут следующими после газа и нефти востребованными ресурсами России на мировом рынке.
Екатерина Иванова