В России лишили права собирать деньги за прослушивание музыки

Автор фото: Итар-Тасс

Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая собирала деньги за прослушивание музыки в ресторанах, гостиницах и даже маршрутках, лишилась этого права.

ВОИС собирала деньги с бизнеса в пользу исполнителей музыки. Эта организация единолично защищала интересы исполнителей и производителей фонограмм, тогда как вторая аккредитованная организация — Российское авторское общество (РАО) — представляет интересы авторов и композиторов и продолжает работу. С инициативой лишить ВОИС аккредитации выступило Российское общество по управлению правами исполнителей (НП "РОУПИ"). Именно эта организация требовала признать незаконными приказы Росохранкультуры от 6 августа 2009 года, давшие ВОИС такой статус.
В результате они были признаны недействительными Девятым арбитражным судом.
И хотя решение суда вступило в силу 28 декабря, предприниматели оказались не в курсе изменений: никакой информации от ВОИС им не поступало, а объявление на сайте Росохранкультуры появилось только 11 февраля.
По данным за 2009 год, обе организации — РАО и ВОИС — за проигрывание музыки собрали в РФ приблизительно 3,3 млрд рублей. Игроки понемногу увеличивали объемы сборов. Например, Северо–Западное отделение РАО за 2008 год собрало 240 млн рублей, а уже за 2010 год — 335 млн рублей. В целом, по мнению экспертов, емкость рынка в разы больше. О его потенциале говорит, например, то, что только у 30% отелей города в 2010 году были заключены договоры с РАО и ВОИС, подсчитал член правления Российской гостиничной ассоциации Владимир Васильев. Таким образом, потенциальная емкость рынка составляет десятки миллиардов рублей сборов в год.
При этом охват сфер деятельности бизнеса широк: платить за музыку ВОИС и РАО должны все коммерческие заведения, клиенты и покупатели которых слушают музыку. Хотя предпринимателям из некоторых отраслей все же удалось добиться льгот: в 2010 году отельеры получили право не платить за нее в номерах, так как номер отеля потерял статус общественного места. Но за общие зоны отчислять деньги приходится по–прежнему.
При расчете платежа за основу берется базовая ставка (она зависит от вида деятельности, от входной платы, вида проигрывания). К ней применяются четыре разных коэффициента, увеличивающие или уменьшающие итоговую сумму: региональный, сетевой, сезонный и стимулирующий. Например, ежеквартальные отчисления небольшого мини–отеля для ВОИС и РАО составляли по 1 тыс. рублей с каждой организации, тогда как парикмахерская (площадью до 100 м2) должна была платить ровно столько же только ВОИС. Рестораторам в общей сложности одно посадочное место обходилось в 100 рублей.
"Осуществлять сбор средств за проигрывание фонограмм в настоящее время не имеет права ни одна организация", — подчеркнула Ирина Ляшенко, главный специалист–эксперт отдела правового управления Росохранкультуры.
По ее словам, Росохранкультура собирается обжаловать постановление Девятого арбитражного суда в кассационном порядке. Заседание состоится 1 марта 2011 года.
Пока какая–либо из организаций не получит аккредитацию, бизнесу дана рекомендация: депонировать средства за использование фонограмм и трансляцию музыки по ТВ и радио.
Но предприниматели, похоже, этому следовать не собираются. Как говорит Елена Речиц, сопредседатель объединения отельеров The Hotels Club, платить не стоит до момента аккредитации Росохранкультуры кого–либо из претендентов. Эксперт также надеется на изменение расчета тарифов.
Справка: 3507 правообладателей насчитывала в 2010 г. Всероссийская организация интеллектуальной собственности. Из них 2934 исполнителя и 573 изготовителя фонограмм. Все они имеют право на сборы.
Приказ Росохранкультуры об аккредитации ВОИС был подписан 6 августа 2009 г.
ВОИС имел право на получение от пользователей вознаграждения за публичное исполнение фонограмм в коммерческих целях.
Кто должен платить ВОИС: предприятия общепита, рестораны, клубы, культурно–развлекательные центры (комплексы), а также другие досуговые организации, предприятия и средства пассажирского транспорта, санатории, дома отдыха и пансионаты, предприятия торговли и бытового обслуживания, гостиницы, парки, сады и иные общественные места с публичным исполнением музыки; телерадиовещательные компании, осуществляющие передачу фонограмм в эфир; организации кабельного вещания, осуществляющие сообщение фонограмм для всеобщего сведения с помощью кабеля, провода, оптического волокна.