В Петербурге уничтожат небольшие магазины

Автор фото: "ДП"

Запрет на продажу пива ночью, который сейчас вводят депутаты, лишит магазины у дома до 40% выручки и уничтожит их. Эксперты считают, что принятие закона не остановит пьянство в России.

Поводом бить в набат стало принятие Госдумой в первом чтении законопроекта, который вносит поправки в закон о госрегулировании оборота алкогольной продукции. Согласно поправкам, пиво приравнивается к алкогольным напиткам. Предприниматели отмечают, что суточная выручка магазина площадью около 90 кв.м. составляет 60-75 тыс. рублей, без ночной торговли алкоголем она составит не больше 40 тыс. рублей. В целом от запрета торговать алкоголем ночью мелкорозничная торговля в Петербурге потеряет 41 млрд рублей.
"Непонятна позиция власти, которая вещает, что необходимо поддерживать малый бизнес, а подобными действиями ведет к его ликвидации", - говорит владелец небольшого магазина Владислав Жижкун (ООО "Парамед"). Интересно, что законопроект, как и другие подобные неоднозначные законопроекты, проходит чтения в Госдуме тихо, без особых обсуждений. Эксперты полагают, что он может быть принят в ближайшие дни и вступит в силу с 1 июля.
Закон будет действовать исключительно в интересах крупного сетевого формата, уверены владельцы небольших магазинов, и единственное, к чему он может привести, - это уход ночного рынка алкоголя в тень.
"Ведь понятно, что, если есть запрет на продажу алкоголя ночью, человек пойдет покупать его днем, и пойдет он туда, где подешевле, - в торговую сеть", - говорит Яна Боровицкая, координатор Лиги арендаторов госимущества.
Однако представители сетей также прогнозируют падение выручки, но говорят и о некоем упорядочивании: ведь раньше запрет на ночной алкоголь действовал на разных территориях по-разному. "Например, сначала ограничивающий закон был принят в Московской области. И получалось, что клиенты, которые хотели купить спиртное, вынуждены были выбирать гипермаркет, расположенный в черте города. Потом был принят закон, ограничивающий продажу алкоголя и в Москве", - говорит Мария Курносова, руководитель по внешним коммуникациям сети "АШАН Россия". Сколько именно от оборота потеряют, в компании сказать не готовы, однако считают, что это произойдет в основном из-за продажи крепкого алкоголя.
В Metro Cash & Carry отмечают, что значительная доля покупателей приходится именно на небольшие розничные магазины, которые закупают продукцию у сети: "Если продажи упадут у наших трейдеров, то это отразится и на нас".
Эксперты советуют депутатам вспомнить историю. "Сухой закон в Америке, введенный Рузвельтом, привел к появлению мафии. У нас, при Горбачеве, развился теневой рынок подвального алкоголя", - говорит Яна Боровицкая. Александр Доронин, председатель совета "Союза малых предприятий Санкт-Петербурга", соглашается, что в борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя нужны более комплексные меры.