Антирейдерские законы Дмитрия Медведева оказались неработающими

Автор фото: Итар-Тасс

Юристы Петербурга бьют тревогу: антирейдерские поправки в уголовный кодекс, принятые в 2010 году по инициативе президента России Дмитрия Медведева, не работают. Следственные органы просто не возбуждают дела.

Год назад, 1 июля 2010 года, вступили в силу инициированные президентом России Дмитрием Медведевым поправки к Уголовному кодексу, призванные покончить с рейдерством. Их принятие стало последним шагом в рамках так называемого антирейдерского пула законов. Уголовный кодекс пополнился двумя статьями: 170.1 (внесение заведомо ложных данных в ЕГРЮЛ) и 185.5 (фальсификация результатов со¬браний акционеров).
Эти статьи, предусматривающие наказание до 7 лет тюрьмы, должны были стать эффективным инструментом для пресечения рейдерства на самых ранних его стадиях, когда до самого захвата еще не дошло. Но никому из опрошенных dp.ru в Петербурге юристов за год так и не удалось инициировать возбуждение хотя бы одного уголовного дела по этим статьям.
"Была у нас история. Мы доказали в арбитраже, что наш клиент владеет 50,1% долей в ООО. Но после этого его оппонент, владеющий 49,9%, стал регулярно подавать в 15-ю налоговую о смене в ЕГРЮЛ записи о директоре компании. Состав статьи 185.5 налицо, даже доказывать ничего не надо: все установил арбитраж. Но Следственный комитет дело возбуждать отказался"
Игорь Елисеев
глава ООО "РосРазвитие-СПб"
По версии юриста, неофициальная причина отказа в том, что по этим статьям уголовного кодекса отсутствует практика: никто не знает, как их расследовать. "Этот конфликт мы потом урегулировали и без уголовной составляющей, - говорит Игорь Елисеев. - Но сама правовая ситуация меня возмущает. Я уже подумываю, не пожаловаться ли в Twitter Медведеву". В следственном комитете пока не прокомментировали это.
По словам партнера АК "Тучков мост" Алексея Муравского, это проблема не только следственного комитета, но и судей, которые не хотят выносить приговоры по новым статьям. "Никто не хочет думать сам", - резюмирует юрист.
По словам старшего партнера S&K Vertikal Константина Крутильникова, статьи прекрасные: "Все захваты проходят с таким составом. Просто у следователей не хватает квалификации, чтобы потянуть такие дела. Куда проще возбудить "мошенничество". Но по этой статье результат обычно нулевой".
Между тем в юридическом сообществе есть и другая точка зрения: что эти статьи вообще не нужны, так как по сути такие преступления являются частью мошенничества. "Был тренд, что надо было что-то делать с рейдерством, - говорит старший партнер Pen&Paper Константин Добрынин. - Вот и сделали. Но в стране и без того куча законов, проблема в том, что их исполнять никто не хочет".