Мэр Риги Нил Ушаков: "Большее количество денег не решает социальные проблемы"

Автор фото: Итар-Тасс
Нил Ушаков

Мэр Риги Нил Ушаков, вставший на ноги после тяжелой болезни, честно рассказал корреспонденту dp.ru как превратить коррупционера в честного чиновника, и почему сейчас время чинить канализацию.

Нил Ушаков, мэр Риги, в день празднования 810-летия города принял в своем рабочем кабинете группу петербургских журналистов и ответил на несколько вопросов. Встреча началась на 3 минуты позже запланированного времени и продолжалась 52 минуты. Мэр выглядел по-европейски подтянутым загорелым джентльменом в хорошей физической форме, немецкие врачи поставили его на ноги после тяжелой болезни.
Он был по-европейски кратким, четко отвечал на вопросы, которые его устраивали, и совсем коротко, если вопросы ему не нравились. За все время разговора он ни разу не улыбнулся и не вышел из эмоционально ровного состояния. Часы основной претендент на пост следующего премьер-министра Латвии носит на правой руке, как премьер-министр РФ Владимир Путин.
Вопрос: какие сейчас глобальные вопросы стратегического развития Риги?
Нил Ушаков: В 2009 году, когда мы выиграли выборы, бюджет Риги сократился с 600 млн лат до 400. Нам пришлось, с одной стороны, бороться с безработицей и создавать новые рабочие места, насколько это возможно в рамках муниципальной компетенции. С другой - решать социальные проблемы. Сейчас в городе безработица снизилась с 50 тыс. до 33 тыс., но постоянно растет количество нуждающихся. Это проблема страны в целом, несмотря на положительную экономическую динамику, количество нуждающихся не сокращается. Большее количество денег не решает социальные проблемы. Если сюда приедет в 2 раза большее количество туристов или если наши фармацевты будут больше продавать ремантадина в Россию, 55-летняя безработная рижанка все равно останется без работы. Городу и стране в целом нужно рассчитывать, что всегда будет значительная категория людей, которым нужно помогать.
За эти годы у нас скопились большие неразрешенные проблемы с инфраструктурой. Мы сейчас ремонтируем школы, которые много лет простояли без ремонта, ремонтируем ливневую канализацию и т. д. Это ведь не только вопрос комфортности жизни рижан, но и комфортности привлечения инвестиций. Улучшение инфраструктуры косвенно сказывается на привлечении бизнеса. Мы рекламируем Ригу за границей, это сигнал бизнесу, что в Риге по меньшей мере кризис заканчивается. Мы улучшаем инфраструктуру, переоснащаем полицию, значит, в городе легче работать. Большим плюсом является, если мы говорим об отношениях с Россией и странами СНГ, то, что у нас можно получить вид на жительство при покупке недвижимости. Вот то, что мы можем сделать сегодня: чистить город, приводить его в порядок, а инвесторы придут.
Мы не строим глобальных планов. Нам нужно канализацию починить. Найти на это деньги, чтобы жители и туристы здесь себя хорошо чувствовали. Будет это работать, будет что-нибудь потом и глобальное. С одной стороны, я очень реалистично смотрю на вещи. Приезжаешь на конференцию, где сидишь с мэрами крупных городов, которые обсуждают проблему смарт-хаузинга, а что мне с этого смарт-хаузинга, когда у меня 40?% крыш течет. С другой стороны, от прогресса не уйдешь. Мы работаем над программой "двадцать-двадцать", переводим отопление города на щепу. У нас сегодня примерно 5?-?6?% отопления на щепе. Планируем в отдаленном времени довести до 12-15%. Средства вкладываем. А так проблемы у нас более схожи с городами бывшего СССР, чем с Германией и Великобританией.
Вопрос: Как идет привлечении в Ригу инвесторов и реализуются заявленные прежде крупные проекты?
Нил Ушаков: Рига - портовый город, оборот порта, несмотря на кризис, продолжает расти. Местные бизнесмены хорошо понимают, как работает Европейский союз, знают российскую специфику. У города здесь ограниченные возможности, мы можем оперировать, причем с очень маленькой маржой, налогом на недвижимость. Если сюда приходит российский банк, то преференции на налог на офис приятны, но не принципиальны. Город получает 82% подоходного налога с физлиц и налог на недвижимость, все остальное - мелочи, налог на залы игровых автоматов, приватизация. НДС, налог на прибыль с юрлиц - все это уходит в госбюджет. И соответственно 18% с физлиц.
В докризисные времена было построено много объектов недвижимости, которые и сейчас стоят пустые. Причем если раньше банки забирали отдельные квартиры, то теперь забирают целые проекты. Естественно рынки ждут российских покупателей, новостройка по 1000-?1100 евро за метр для москвичей не очень много. В Риге и нет возможности разместить крупные производства. Северный мост - это отдаленная перспектива. Проект дорогой, будем его реализовывать, если появятся частные инвесторы. За свои деньги полностью строить не сможем. А девелоперские проекты, заявленные до кризиса, как, например, Новый центр Риги - это пока Нью-Васюки.
Вопрос: Рига в 2014 году станет культурной столицей Европы, и в 2015 году Латвия - председательствующей страной в ЕС. Это дает какие-то преференции?
Нил Ушаков: Это большие затраты, поскольку нужно обеспечить значительную часть репрезентативных мероприятий. Правительство хочет все проводить вокруг Национальной библиотеки напротив, на другом берегу, там будут инфраструктуру подводить. Но сам 2014 год и подготовка - городу это обойдется в 20 млн латов городского бюджета, но мы рассчитываем отбить это на туристах.
Сюжет ТV5 о празднике Риги:

Вопрос: Вас беспокоит проблема коррупции?
Нил Ушаков: В Рижской думе - не беспокоит. За последние 2 года не было ни одного крупного коррупционного скандала, который бы закончился арестами или судами. Этот созыв работает хорошо. На уровне государства, если судить по публикациям, людей задерживают, идут суды, что-то у них происходит.
Вопрос: Может, знаете формулу превращения коррупционера в честного чиновника? Нам бы она очень пригодилась.
Нил Ушаков: Порядок в первую очередь нужен. Это первая Дума, где всего четыре партии. Это первая коалиция, где всего две партии. Это очень работоспособная коалиция, без больших идеологических разногласий. Все решают рационально, а не потому, что этому департаменту нужна большая квота, поскольку партии так разделили. Все действуют из интересов города. А когда наверху действуют эффективно, сплоченно принимают решения, внизу труднее заниматься чем-то незаконным.