Паромщики и дамба договорились

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Россия, Санкт-Петербург. Испытание плавучего затвора судопропускного сооружения С-1 на Комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Угроза наводнения заставила Петербург закрыть шлюзы на дамбе. Из-за форсмажора движение судов было парализовано. В кольцо блокады, в частности, попал паром "Принцесса Анастасия". Стороны скандала сели за стол переговоров и договорились о выработке документа, регулирующего действия комплекса защитных сооружений в неблагоприятных природных условиях.

Представители паромного оператора St.Peter Line, Дирекции Комплекса защитных сооружений (КЗС) и МЧС впервые сели за стол переговоров и обсудили сложившуюся ситуацию последних дней в порту Петербурга. Скандал возник после задержки в открытом водном пространстве в штормовых условиях рейсового пассажирского парома "Принцесса Анастасия". На борту судна находилось около 1400 пассажиров, в том числе примерно 400 иностранных граждан. "Принцессу Анастасию" не пустили в порт Петербурга в связи с закрытием дамбы. Руководство St. Peter Line обвиняло руководство КЗС в несвоевременном уведомлении капитана судна о закрытии дамбы. Это повлекло ущерб как финансовый, сумма которого еще подсчитывается, так и моральный.
В среду представители St. Peter Line заявили, что компании придется компенсировать убытки самостоятельно, так как закрытие дамбы не признается страховым случаем и форс-мажорным обстоятельством. Это связано с тем, что данный вопрос регулируется законом о морских портах, согласно которому уведомлять руководство судов должны портовые власти. Однако решение о закрытии дамбы принимают не они.
Решение о закрытии дамбы для предотвращения наводнения в Петербурге принимает МЧС на основании прогнозов Гидрометслужбы РФ. При этом учитывается рост уровня воды в Неве, Невской губе и естественное поднятие воды на 2-4 см/час потоком из Ладоги. Подготовка к закрытию дамбы начинается за сутки до наступления неблагоприятных природных условий.
Однако руководство St.Peter Line утверждает, что предупреждение о возможном закрытии дамбы паром получил уже после выхода из Таллина. Рассмотривался вариант отправки "Принцессы Анастасии" обратно в Таллин, откуда пассажиров доставили бы на автобусах в Петербург за счет компании. Но в итоге было приняло решение продолжить следование в направлении Петербурга, так как большая часть пассажиров возвращалась в город из четырехдневного круиза. На время ожидания открытия порта пассажирам было обеспечено бесплатное питание и развлекательная программа.
Механизм закрытия дамбы с юридической точки зрения непрозрачен. Ситуация осложняется тем, что петербургская дамба уникальна. В мировой практике судоходства это первый опыт реализации полного комплекса защитных сооружений. Ряд вопросов, например, юридический аспект, тоже уникален и специалистам еще придется с ним разобраться. Представители St.Peter Line, КЗС и МЧС договорились о совместной выработке текста документа, регулирующего закрытие порта Петербурга для движения судов.
Сейчас судовладельцы подсчитывают убытки. Скорее всего, вопрос об их возмещении рассмотрят в суде. Суммы исков пока не назывались. Но с учетом того, что, по данным порта, более 100 судам было закрыто движение в Петербург, а стоимость простоя каждого судна оценивается в 40-100 тыс. евро в день, убытки значительны.
Однако, представители МЧС и Дирекции КЗС заявляют, что сам город понес бы еще больший ущерб. Несвоевременное закрытие дамбы вызвало бы наводнение, которое могло парализовать работу промзон, метрополитена, тепло- и энергоснабжения города. Кроме того, под угрозой бы оказалось культурное наследие Петербурга.
Дирекция КЗС уверяет, что, закрыв вовремя створы дамбы, удалось избежать 309 наводнения в городе.