Перед лицом политического кризиса

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Россия, Санкт-петербург. Выступление президента Российской Федерации Дмитрия Медведева по телевидению. В Георгиевском зале Кремля президент РФ Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием Федеральному собранию.

Главный итог 2011 года - неопределенность в стратегии развития страны и общества. Зачатки необходимых составляющих политического кризиса налицо, а четкой стратегии действий у властей, похоже, нет.

В конце 2011 года политическая система России пребывает в полуразобранном состоянии. С одной стороны, власть сделала все от нее зависящее для определения своих собственных контуров в ближайшем будущем - выборы в Госдуму проведены, победители известны, определен круг кандидатов в президенты, анонсированы реформы и в общих чертах курс развития. С другой - реформы спонтанны и бессистемны, кадровая политика настораживает, а в парламенте и на улице разгорелись конфликты, которые неизвестно кто и как будет решать.
Конец сентября стал началом конца президентской карьеры Дмитрия Медведева - на съезде партии "Единая Россия" он предложил выдвинуть в президенты Владимира Путина. Сам Медведев в ответ получил предложение занять кресло премьер-министра, но ни один эксперт не уверен, что надолго. "Тандем" развалился, и в этом смысле сбылись пророчества политологов. А вот многие либерально настроенные граждане испытали разочарование - считалось, что Медведев настроен более демократично, и от его второго срока ждали реальной оттепели. Подразумевалась под этим тайная надежда на дворцовый переворот, на то, что вкусивший власти Медведев постепенно или резко отстранит Путина от реального руководства, и только при этом условии оттепель была бы возможна. Это был вполне возможный вариант, и Путин, надо полагать, это прекрасно понимал.
Сразу вслед за этим события начали развиваться довольно неожиданным образом. Для начала последовала крайне скандальная и богатая на нарушения избирательная кампания по выборам в Госдуму. Количество жалоб превзошло все прогнозы, и это составило особенно резкий контраст с либеральными увещеваниями Дмитрия Медведева. Не менее скандально проходили и региональные выборы, в том числе (даже в особенности) в Петербурге.
Несмотря на это, "Единая Россия" получила менее 50% голосов. Партия власти все равно получила большинство, но не подавляющее, и в Госдуме возник конфликт. Достаточно сказать, что нового спикера Сергея Нарышкина избрали в отличие от предыдущих созывов только голосами единороссов - остальные фракции на этот раз демонстративно встали в позу. Градус оппозиционности у КПРФ, "Справедливой России" и даже ЛДПР повысился. В петербургском же Законодательном собрании и вовсе образовался политический тупик - фракции до сих пор не могут договориться между собой и со Смольным о разделе руководящих постов, и на зимние каникулы ЗакС ушел в недееспособном состоянии.
Другой конфликт возник на улице между государством и обществом. Появившееся в интернете и СМИ огромное количество свидетельств фальсификаций на выборах привело к тому, что протестовать в крупных городах вышло много граждан, не относящихся к "профессиональной оппозиции". Их требования - сугубо политические, и в отличие от "хозяйственных" требований не могут быть решены грозным путинским окриком. Рано или поздно это должно было произойти просто по законам социологии, но пока непонятно, как далеко демонстранты могут зайти, и как на них в реальности отреагирует власть. Интернет наконец стал весьма заметной составляющей общественной жизни в стране, именно там "зародился", например, неформальный лидер "рассерженных горожан" - известный блогер Алексей Навальный. В России на протяжении последних 12 лет не появлялось несистемных "народных трибунов".
Под занавес года Медведев и Путин анонсировали политическую реформу, предложив существенно упростить регистрацию партий и вернуть прямые выборы губернаторов. Еще летом они если и допускали такую возможность, то "через 10-15 лет", а полгода назад не допускали в принципе. Очевидно, что резкий крен в сторону либерализации - ответ на уличный протест и попытка в зародыше погасить намечающийся парламентский кризис. Это особенно очевидно показали слова президента о намерении ввести контроль над расходами крупных чиновников - всего за несколько недель до этого он выступал категорически против.
Но совершенно непонятно, насколько Путин будет готов действительно реализовать на практике медведевские инициативы. Исказить, как известно, можно все, что угодно, и даже обещанная реформа выборов в Госдуму может обернуться введением схемы с двухмандатными округами, что не оставит почти никаких шансов малым партиям. Итоги прошедших выборов не ставятся властями под сомнение - в жесткой форме заявлено, что никаких пересмотров не будет (хотя, полагают эксперты, вероятен частичный пересмотр итогов региональных выборов, например, в Петербурге). А в августе в Северной столице муниципальные выборы Валентины Матвиенко провели совершенно бесцеремонно, скрыв их назначение от общественности, и организаторы были только поощрены. То есть слова расходятся с делами, поэтому предложенная реформа - явная полумера, не способная до конца умиротворить митингующих.
Конфликт начал назревать раньше. Весной петербургский ЗакС отправил в отставку спикера Совета федерации, лидера "Справедливой России" Сергея Миронова, представлявшим в сенате Северную столицу. Миронов в ответ резко радикализировался. На его место потом неожиданно передвинули Валентину Матвиенко, а губернатором Петербурга назначили Георгия Полтавченко.
Остается открытым вопрос, кто и как будет гасить возникшие конфликты. На посту спикера Госдумы Бориса Грызлова сменил Сергей Нарышкин, не факт, что способный справиться с оппозицией в парламенте. Другие кадровые назначения последнего месяца вызывают настороженность  - на ряд постов назначены люди с репутацией сторонников силовых методов. Например, интеллектуала Владислава Суркова на посту куратора внутренней политики в администрации президента сменил Вячеслав Володин - человек, характеризующийся оппозицией как беспардонный фальсификатор выборов. Главой АП назначен бывший вице-премьер по оборонке Сергей Иванов, его место занял экс-представитель РФ в НАТО Дмитрий Рогозин, ранее известный показным национализмом, и так далее.
Возможность политического кризиса признается, судя по всему, на высшем уровне. Так, спикер Совета федерации Валентина Матвиенко допустила, что Госдума проработает лишь два года, правда, спикер Нарышкин исключил эту возможность. Заявления властей о ситуации в стране - противоречивы и неконкретны. На горизонте к тому же маячит призрак нового экономического кризиса, на успешное преодоление которого денег может уже не хватить, остаются без четкого ответа вопросы о повышении пенсионного возраста, налогов и о внешней политике (пока Россия встала на позицию "голубя" в отношениях с Европой, и делает "ястребиные" высказывания в отношении США). Главный борец с предыдущим кризисом Алексей Кудрин ушел в отставку с поста министра финансов и теперь выступает на митингах оппозиции и собирается сколачивать партию. Владимир Путин из всех сил уверяет, что проведет выборы президента честно, но если это будет не так, вряд ли кто-то отменит итоги. Он постепенно, но неукоснительно отходит от "Единой России", чей имидж сильно пострадал на выборах, и сосредоточился на своих новых проектах - Общероссийском народном фронте и Евразийском союзе.
Вокруг президентских выборов нагнетается интрига. Сергей Миронов обещает выйти во второй тур и предсказывает, что выборы будут "не такими, как всем кажется", об амбициях заявил миллиардер Михаил Прохоров. Рейтинг Путина падает, а в его штабе хотят победы именно в первом туре (более убедительная с точки зрения легитимности победа во втором туре была бы в стиле Владислава Суркова, но он покинул Кремль). Если в 2012 году действительно разразится новый экономический кризис, то в сочетании с обмелением бюджета, бунтующей улицей и непослушным парламентом он может привести к реальному политическому кризису. У Кремля будет большой соблазн справиться с ним испытанным способом прямого давления и "закручивания гаек". Поэтому от честности президентских выборов будет зависеть много.
К примеру, легко можно представить себе сценарий, по которому при принятии срочных антикризисных мер оппозиционные фракции в Госдуме начнут настаивать на своей точке зрения, в ответ президент распустит Госдуму (Путин признавался, что такой шаг рассматривался в ходе прошлого кризиса), и начнутся либо еще более массовые уличные протесты, либо на новых выборах победит оппозиция.