Интерес ретейлеров к продаже лекарств может обернуться катастрофой для аптечных сетей

Автор фото: Карапетян Рафаэль
магазин фиалка детское питание памперсы libero, pampers, huggies

Этим летом на площадях розничных магазинов "Здоровый малыш" и "Дети" открылись аптечные пункты "Аптечка для вас". Ретейлер уже запустил 14 точек и готовит к открытию еще шесть аптек в Петербурге и области. Это - очередная попытка разрушить монополию на торговлю лекарствами.

ЗАО "Спецобслуживание" управляет сетью из около 150 магазинов "Здоровый малыш" и "Дети" в Петербурге, Москве, Твери и области, потому потенциал развития у нового игрока аптечного рынка значительный.

Лекарства без аптек

Новый игрок вышел на аптечный рынок Петербурга в разгар обсуждения государственной инициативы по либерализации торговли безрецептурными лекарствами. До конца года Министерство здравоохранения совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам представят правительству доклад на тему "Возможности реализации отдельных лекарственных средств в торговых сетях". Разрешив продажу лекарств в обычных магазинах, государство надеется усилить конкуренцию на рынке и снизить цены на медикаменты.
Это уже не первая попытка разрушить монополию аптек на торговлю лекарствами. В 2009 году с аналогичным предложением выступил Минпромторг, однако натолкнулся на противодействие другого министерства — Минздравсоцразвития.

Ретейл готов к продаже

Лекарства на полках гипермаркетов интересны ретейлерам как дополнительный стимул для привлечения покупателей.
"Маловероятно, что такое нововведение значительно повлияет на прибыль магазинов, однако это позволит создать дополнительные удобства для покупателей", — говорит Владимир Русанов, и.о. начальника управления по связям с общественностью X5 Retail Group. Однако он подчеркивает, что торговля безрецептурными средствами будет интересна только при условии, что это не потребует дополнительных согласований.
"Пока точных планов у " Ашана " по продаже лекарств нет, но, если будут приняты соответствующие решения на законодательном уровне и гипермаркетам разрешат торговать медикаментами, мы можем рассмотреть этот путь", — говорит Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям "Ашана" в России.
Интерес ретейлеров к фармацевтическому рынку легко объясним — объем розничного коммерческого рынка лекарственных средств Петербурга по итогам 9 месяцев этого года "Фармэксперт" оценивает в $643 млн, это почти на 30% больше аналогичного периода 2011 года.
Даже с учетом того, что, по данным DSM Group, на безрецептурные препараты приходится чуть больше половины рынка, ретейлерам есть за что побороться.
Причем конкурировать на новом рынке им будет проще, ведь в ассортименте торговых сетей большое количество быстрооборачиваемой и высокомаржинальной продукции. А значит, и фармацевтические препараты будут продаваться чуть дешевле, чем в аптечных сетях, для которых это единственный шанс окупить аренду, ведь наценка на многие рецептурные препараты законодательно ограничена. Ряд товаров первой необходимости и средства гигиены: пластыри, жидкость для линз, автомобильные аптечки — уже сейчас присутствуют в продуктовой рознице, но их ассортимент ограничен.
В ближайшее время наша сеть не собирается делать аптечные пункты внутри магазинов — это совершенно другой бизнес. Торговля лекарствами слишком сильно регламентирована и потребует больших расходов на оборудование и специально обученный персонал. В масштабе бизнеса "Здорового малыша" аптеки могут быть рентабельны, но для нас пока это слишком затратный проект. Есть и этический аспект: мы продаем товары для детей и несем дополнительную ответственность по сравнению с другими сетями. Сейчас идет активное обсуждение возможности продажи фармпрепаратов в обычных сетях, но до тех пор, пока схема не будет упрощена и продумана на законодательном уровне, делать это рано.
Эдуард Власов
коммерческий директор сети магазинов "Юниор"

Не всем надо

Однако не все ретейлеры приветствуют реформу торговли медикаментами.
"Среди арендаторов прикассовой зоны гипермаркетов "Лента" есть аптеки, которые давно и профессионально занимаются продажей лекарств. Нам нет смысла выделять дополнительное место в торговом зале и входить в новый для нас бизнес", — комментирует представитель сети "Лента". "Покупатель привык брать лекарства в аптеках, и еще не известно, отнесется ли он с доверием к медикаментам на полках магазинов", — признается топ–менеджер другой петербургской сети.
Представители аптечных сетей резко против нововведений. "На фармацевте в аптеке лежит функция консультанта, в гипермаркете такого не будет, а без ответственной рекомендации мы получим безответственное самолечение", — ожидает Александр Семенов, гендиректор "Первой помощи".
Стратегия симбиоза аптек с торговыми центрами и магазинами гораздо популярнее, ее придерживаются сетевые игроки: "Доктор Столетов", аптека "Радуга" и другие. В прошлом году крупнейший по выручке ретейлер России X5 Retail Group закрыл сделку по приобретению федеральной аптечной сети "А5".
"Единственное ограничение для таких игроков может быть по площади и, соответственно, по ассортименту точки", — комментирует Юлия Нечаева, директор исследовательской компании "Группа ДСМ".
Аптечный пункт со своей лицензией на территории магазина — это логично. Практически в любом крупном магазине сейчас есть аптека, как правило заключившая договор аренды. Даже без инициативы государства никто не мешает ретейлерам ставить собственные аптеки, но они этого не делают, потому что это непрофильный бизнес. Посадить известную аптеку одним из арендаторов гораздо эффективнее и разумнее. А вот продажа лекарств именно в рамках магазинного ассортимента — вне логики аптечного бизнеса: в фармретейле, пожалуй, самое большое в торговле количество стандартов и ограничений по условиям отпуска, хранения, проверки качества лекарств. Не думаю, что гипермаркеты смогут обеспечить соблюдение всех этих норм.
Александр Семенов
генеральный директор сети аптек "Первая помощь"

Закон в никуда

В нынешнем виде инициатива министерств, скорее всего, не дойдет даже до подготовки проекта закона, считают эксперты фармацевтического рынка.
"Если говорить о возможности продажи лекарств в магазинах, то надо, во-первых, ограничивать ассортимент позициями, которые доказали свою безопасность, во–вторых, соблюдать правила хранения — и не столько температурные режимы, сколько ограничить доступ к лекарствам детей", — убежден Николай Беспалов, директор по исследованиям и консалтингу "Фармэксперта".
Эксперт говорит, что обратной стороной существенного роста ассортимента и оборота магазинов станет сокращение оборотов аптек. "Аптеки поставлены в ситуацию, когда, с одной стороны, с точки зрения налогообложения их приравняли к остальному ретейлу, а с другой — серьезно ограничили в отношении расширения нелекарственного ассортимента", — сокрушается представитель одной из крупнейших сетей города. Ситуация выглядит так, как будто государство не заинтересовано в существовании аптечной розницы как таковой, говорит он.