Народных контролей все больше

Автор фото: Globallookpress

В правительстве готовят систему электронных жалоб "Народный контроль". Чиновники берут на вооружение методы оппозиции и одновременно перехватывают инициативу у "Народного фронта".

Министерство связи и массовых коммуникаций подготовило проект постановления правительства о создании федеральной информационной системы "Народный контроль". Предполагается, что посредством системы, созданной на базе портала "Госуслуги", россияне смогут жаловаться на те или иные проблемы.
Направлять жалобы люди могут и сейчас, для этого на сайтах ведомств, начиная с Кремля и правительства, существуют  формы для отправки жалоб. Принципиальное отличие новой системы в том, что в ней все жалобы будут размещаться в открытом доступе, более того, пользователи (им, правда, придется зарегистрироваться) смогут ставить отметки "за" и "против" — аналог "лайков" в соцсетях. Голосование, как сказано в документе, "повышает приоритет соответствующего уведомления", а при поступлении массовых или однотипных жалоб специалисты оператора сформируют общее описание проблемы.
Жалобы можно будет подавать в определенные разделы: "связь", "общественный транспорт", "торговля", "незаконные азартные игры" и так далее. Ограничения два — несоответствие имеющимся разделам и персональный характер проблемы. Порядок работы по жалобам такой — сотрудники специально созданного центра телефонного обслуживания проверяют заявление на предмет соблюдения правил размещения и направляют его исполнителю — органу власти, муниципалам или другим учреждениям.
После назначения исполнителя заявлению присваивается статус "В работе". Далее исполнитель может поставить статус "Запланировано", если решение проблемы займет более месяца или "Мотивированный отказ", если у него нет полномочий или финансирования. По плану, меры должны быть приняты в течение 15 дней (30 дней, если требуется уточнение компетенции), затем жалобе ставится статус "В работе с нарушением срока". Пояснительная записка гласит, что "Народный контроль" "позволит выявить наиболее актуальные проблемы, волнующие граждан, а также повысить эффективность деятельности руководителей органов власти".
Ранее по похожим схемам работала оппозиция, хотя, конечно, единого портала создать не могла. Проекты "РосЯма" или "РосЖКХ" Алексея Навального, например, основаны именно на принципе подачи жалоб в те или иные инстанции по заранее подготовленному шаблону. Смысл "Народного контроля" тот же самый — обеспечить массовый поток обращений и заставить чиновника решить проблему. То есть метод, можно сказать, взят на вооружение.
Кроме того, любопытно, что проект появился спустя две недели после того, как о проекте с названием "Народный контроль" объявили учредители "Народного фронта за Россию". Путинские соратники сообщили, что их структура займется в том числе контролем за исполнением президентских указов правительством. Поскольку президент и лидер НФЗР Владимир Путин то и дело министров за неисполнение ругает, стало понятно, что теперь он будет это делать не один. Белый дом, по-видимому, намерен перехватить бренд.
Система жалоб может вызвать неприятие и внутреннее сопротивление чиновников. С одной стороны, процесс выглядит как простая передача жалобы "из рук в руки", но с другой, непосредственного исполнителя будут определять и назначать, получается, никому не ведомые сотрудники телефонного центра.  То есть они по сути будут давать поручения любым органам власти и местного самоуправления, ГУПам и МУПам и бюджетным учреждениям, с точки зрения бюрократа — непонятно на каком основании. "Замотать" поручение, конечно, для опытного чиновника не составит большого труда (например, ссылаясь на то, что проблема не в его сфере ответственности или на нее нет финансирования), но невидимое возмущение может быть значительным.