На фанатов посмотрят через микроскоп

Очередной инцидент с участием российских футбольных фанатов вызвал предсказуемую реакцию: надо, говорят общественные деятели, еще плотнее взяться за болельщиков. Видимо, их не устраивает, что законодательные меры не работают, несмотря на всю их жесткость.

Накануне самолет, летевший из Москвы в Манчестер, был вынужден приземлиться в Копенгагене. Потому что несколько фанатов ЦСКА, отправившихся на игру с "Манчестер сити", устроили на борту скандал ввиду нетрезвого состояния. Командир воздушного судна решил высадить самого, видимо, буйного, но не учел фанатского товарищеского духа, и через час ему пришлось еще раз вернуться в столицу Дании, чтобы высадить еще шестерых.
В Госдуме по поводу инцидента высказали сдержанное недовольство. Председатель комитета Госдумы по физкультуре Игорь Ананских, например, выразил надежду, что российских болельщиков "не постигнет участь английских". По словам Ананских, "пару десятилетий назад" британские фанаты "были неприятными гостями на всех гостевых матчах". Зампред комитета по безопасности Эрнест Валеев лаконично сказал, что "виновные, видимо, понесут установленную законом ответственность", посетовав на то, что таких скандалов с участием россиян все больше. Гораздо радикальней высказался член Общественной палаты Александр Соколов. Министерство спорта, уверен он, должно вместе с Футбольным союзом и общественностью принимать программу по работе с болельщиками. "Отдавать это только на откуп клубов, как сейчас это у нас происходит, неправильно, — цитирует Соколова РИА "Новости". — Нас будут рассматривать под микроскопом в связи с проведением чемпионата мира. Будут рассматривать и объективно футбольные чиновники, потому что нельзя превращать футбольный праздник в арену расизма и прочих беспорядков. С другой стороны, у нас много "доброжелателей" есть, которые с огромным удовольствием посадили бы Россию в лужу".
Беспорядки на футболе — дело, в общем, обычное. Было много драк на Евро-2008 в Польше. А турки могут и сейчас рассказать много интересного про поведение британских фанов, не нуждаясь в воспоминаниях двадцатилетней давности. Равно как и наоборот.
И закон, и эмоции общественника, сделавшего карьеру "по комсомольской линии", как это называлось раньше (студенческие союзы, ассоциации, комиссии), похожи на эмоции властей по поводу интернета, сопровождающиеся попытками его как-то урегулировать, то есть заставить делать только то, что нужно. Футбольные фанаты — в первую очередь такие же граждане, как и все остальные. Вычленить их в отдельную социальную группу сложно: в субботу он фанат, а в остальные дни, допустим, вполне себе обычный банковский служащий или студент. Какие-то специфические права и обязанности у болельщиков есть, но они возникают в момент прохода на стадион и заканчиваются в момент выхода. Поэтому непонятно, почему депутатов и общественников волнует пьяный фанат в самолете, но совершенно не интересует с точки зрения "усаживания России в лужу" поведение сотен нетрезвых соотечественников на зарубежных курортах. Которые, кстати, тоже наверняка любят футбол.
Почему сдержанно реагируют депутаты, понятно. Во-первых, совсем недавно в авиадебоширский скандал угодил их коллега Андрей Исаев. Никто, правда, не предлагал принимать специальную программу по работе с депутатами — повезло, что Исаев летел внутренним рейсом. Во-вторых, совсем недавно Госдума приняла закон о болельщиках, установивший для них высокие штрафы и запреты на посещение стадионов за правонарушения. И уже после принятия этого закона фанаты "Спартака" устроили в Ярославле побоище с полицией, вывесив при этом еще и свастику на трибуне. В Вологде задержали тридцать болельщиков "Химок". В Саратове — больше сотни поклонников "Крыльев Советов", прорывавшихся на стадион. На игре ЦСКА с "Ман-сити" устроили обструкцию чернокожим игрокам английской команды. Выходит, что закон как-то не очень хорошо работает. Народ, так сказать, не боится и не слушается депутатов, хотя они трудятся не покладая рук. Да и высаженные в Копенгагене "красно-синие", например, просто взяли и купили билеты на следующий рейс.
Наверное, обидно, когда ты принимаешь закон, а на него не обращают внимания. В таких условиях, конечно, хочется что-нибудь еще подкрутить, принять какую-нибудь новую, еще более жесткую и всеобъемлющую программу. В надежде, что хоть она-то заработает.