Силовики поищут в Петербурге ксенофобию

Общественная палата и Следственный комитет обсудили в Петербурге тему межнациональных конфликтов. Состав был представительным, но оказалось, что борцы не очень единодушно представляют себе проблему, да и друг на друга особого внимания не обращают.

Анонсировалось участие в круглом столе главы СКР Александра Бастрыкина, но он, хотя и очень хотел, все-таки не смог приехать, и следственное ведомство представлял старший помощник Бастрыкина Игорь Комиссаров. Но по составу мероприятие все равно получилось представительным, были люди из руководства силовых ведомств, чиновники, непременные представители конфессий (которым, впрочем, все равно слова не дали).
С первых выступлений стало непонятно, существует ли в России вообще национальная проблема. Вот замполпреда в СЗФО Олег Логунов сказал, что в таком разрезе ее нет, а есть конфликт культуры и бескультурья. А Игорь Комиссаров возразил, что нет, проблема есть и она очевидна. И.о. главы ГСУ СКР по Петербургу Александр Клаус сначала твердо сказал и доказал, что преступность национальности не имеет. А затем сообщил, что в Петербурге каждое четвертое убийство, каждое шестое половое преступление и каждое второе похищение совершается "приезжими из-за рубежа" и этнопреступность все крепнет и уже составляет около 40% оргпреступности. Мигранты не интегрируются в общество, возникают анклавы и так далее, перечислял Клаус.
По русским Александр Клаус тоже прошелся, рассказав о подростках, которые наслушались речей ("как предполагалось, интеллигентых, воспитанных людей") на "русском марше", взяли ножи с отвертками и убили узбека в Невском районе, захотев "Россию для русских". И вот теперь сядут, а организаторы марша несут моральную ответственность, пристыдил следователь националистов. Выводов в отношении демонстрации, однако, не последовало, так что, наверное, проживут как-нибудь под тяжким моральным грузом.
Олег Логунов озвучил другие подсчеты: лишь около 4% преступлений совершаются мигрантами, причем в основном против "своих" же, то есть это такая внутренняя преступность. Хотя и чиновник, и следователь в целом склонялись к тому, что бытовые преступления с участием мигрантов у нас часто получают завышенный общественный резонанс. Глава Общественного совета Петербурга (он так был представлен, хотя совет недавно переименовали в палату) Николай Буров вспоминал многодетного соседа-татарина из советского прошлого, против которого Буров ничего не имел и даже восхищался тем, что все его дети вышли в люди несмотря на то, что татарин работал дворником. В СССР тоже были конфликты, только они не получали резонанса, отмечал помощник начальника УФМС по Петербургу и Ленобласти Виталий Ильченко, потому что не было безответственной подачи информации.
Гражданское общество отметилось докладом от детского омбудсмена Светланы Агапитовой по мониторингу национализма в школах — вышло, что ситуация примерно 50 на 50, то есть половина школьников против чужаков, а половина вроде бы нет. Агапитова дала совет — поменьше говорить на кухнях о национализме, тогда и дети перестанут впитывать. Второй совет от члена ОП РФ Владимира Белозерова был экстравагантным — прекратить строительство в крупных городах. Строим много, вот и едут, а вообще Петербургу и Москве миллионы квадратных метров не нужны, и непонятно, для кого все это с нашей численностью населения.
Никто из ораторов даже не пытался как-то оппонировать другой точке зрения или прокомментировать ее. Складывалось впечатление, что они вообще не обращают друг на друга внимания и стремятся лишь зачитать доклад и сесть на место. Чуть не единственным человеком, предлагавшим какие-то конкретные меры, был Рамиль Фархудинов, помощник председателя городского Духовного управления мусульман: устраивать центры образования для мигрантов в Россию не здесь, а на их родине или решать вопрос с регистрацией по прибытию, на вокзалах и в аэропортах. Поскольку Виталий Ильченко все это благополучно проигнорировал, Игорь Комиссаров даже вынужден был его остановить на пути с трибуны к креслу: тут вот по вашему ведомству делали предложения, может, вы хоть что-нибудь скажете, оцените? Ильченко пару минут вообще, похоже, не мог понять, что от него хотят, потом все-таки вернулся на трибуну и сказал, что да, необходимо регулировать поток на въезде. Комиссаров, видимо, все понял и больше уже ни от кого ничего не хотел.
Следователей в некотором смысле было даже жаль — они, вероятно, планировали, что коллеги из других ведомств и представители гражданского общества им что-нибудь полезное и важное подскажут на этом круглом столе. Но не получилось. Вне зависимости от должности ораторы то предавались грезам о советской дружбе народов, то как бычки на привязи ходили вокруг тезисов, что и ксенофобия недопустима, и с мигрантами что-то надо делать, работодатели тоже виноваты, и тут должны лучше работать регулирующие и контролирующие органы. Представители которых тут же и сидели, и по отчетам выходило — работают вовсю. Даже непонятно, почему проблема остается еще для некоторых очевидной. С другой стороны, если целью было получить критику мигрантов со всех сторон и благословение на закручивание гаек, то этого тоже не произошло.
Из нового придумали создать рабочие группы по мониторингу межнациональных отношений — интервью, фокус-группы, соцопросы. Первая такая группа, рассказал замсекретаря ОП РФ Владислав Гриб, начнет работу в Петербурге уже после новогодних праздников. Почему-то на круглом столе считалось, что в Северной столице эта проблема особенно выпукла.