"Выходной Петербург". Аппетит будит мысль

 Арт-критик dp.ru Станислав Савицкий посетил выставку "Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея" в корпусе Бенуа.

В корпусе Бенуа открылась выставка "Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея".
Много лет ГРМ делает тематические блокбастеры. Выставки об образе коня в искусстве, об образе женщины в искусстве, об образе двери в искусстве давно перестали нас удивлять. Петербургскую художественную сцену уже и не представить без них — неотъемлемой части нашей жизни. По всей видимости, эта традиция достигла той точки, за которой ничто уже не может быть ни смешным, ни печальным, ни торжественным, ни чудным, ни бессмысленным, ни беспощадным.
Выставка о еде освобождает нас от лишних условностей, мешающих радоваться встрече с прекрасным. У кого–то она разбудит живой интерес к рецепту блюда, у кого–то — воспоминания о том, что запретили есть врачи. Есть в корпусе Бенуа работы слюновыделительные, обращающиеся к самой сути человеческого существа. Есть декоративные натюрморты, выдающие в авторе меланхолика, страдающего отсутствием аппетита. Вот красивая, эффектная живопись, на примере хлеба нашего насущного воспевающая волшебную силу искусства. А вот мрачные, экспрессионистские холсты с тушами — агрессивные и врезающиеся в память.
Как всегда, много редкостей и XVIII века, и более поздних эпох. Взять хотя бы два небольших холста Владимира Татлина 1950–х годов. Изобретатель Башни Третьего Интернационала, ниспровергнувший авторитет самого Пабло Пикассо, после войны работал оформителем. Натюрморты с луком и редиской — печальное напоминание о том, чем закончилась авангардистская революция. Кстати, не забыта и победившая всех и вся "Книга о вкусной и здоровой пище" — шедевр полиграфии сталинского времени.
Один из главных героев экспозиции — петербургский художник Петр Швецов, мастер рисовать туши, мертвечину и мясо всех сортов. Конкуренцию ему может составить только Игорь Пестов с серией картин о фарше и требухе из его последнего проекта. Легендарный холст Петра Кончаловского, рассказывающий о царском обеде на даче Алексея Толстого, по сравнению с работами Швецова и Пестова не столь весом, груб и зрим. Зато в нем есть пронзительная правдивость. Еще не так давно эта картина датировалась первыми годами войны. В это время далеко не все находили в себе мужество сохранять верность правильному, обильному питанию.
Эта выставка занимательна и поучительна, будит и мысль, и аппетит.