"Деловой Петербург". Хостел–бум как бизнес для молодых

Автор фото: Лучинский Евгений

Соучредитель Taiga Hostel Алена Иванова - об особой роли хостелов в новой экономике Петербурга.

Наконец–то благодаря социальной активности многих хостельеров в Петербурге, да и в России в целом, слово "хостел" перестало быть диковинкой и заморским выражением. Правда, до сих пор его иногда путают со словом "хоспис", но это не так страшно, как пару лет назад, когда такую форму мини–отелей экономкласса не воспринимали вовсе. Сейчас в Петербурге насчитывается свыше 250 хостелов, но на 10 предложений только три качественных.
Этим летом был хостел–бум: многие хостелы открылись по франшизам, самостоятельно, кто–то стал "делать пробы" — попытки сдавать как хостел свои квартиры, живя в одной из комнат. Рынок насыщен по количеству, но не по качеству, так что есть куда расти. Хостел — это молодежная гостиница, поэтому, в принципе, логично, что их открывают ребята 20–27 лет. Они пытаются создать в этом месте свою атмосферу — молодости, путешествия, ярких красок и позитива. Сейчас уже нечасто увидишь на ресепшене бабушку с вязаньем, и это действительно радует, так как персонал — важнейшая часть любого бизнеса, а уж для хостела — номер один. Только компетентный, открытый к общению, знающий иностранные языки и свой город администратор сможет сделать по–настоящему теплый, комфортный и позитивный прием. Количество туристов Петербурга из года в год растет: согласно прогнозам, прирост — 300 тыс. человек в год. На текущий момент хостелы составляют всего 3% от предлагаемых гостиничных площадей. Для сравнения: в Европе это 20 – 30%.
Меня часто спрашивают, легко ли открывать хостел — ведь там и тут молодые ребята арендуют новые помещения, создавая новые мини–отели экономкласса. Я не могу сказать, что открыть хостел — качественный хостел — так уж легко. Важный показатель — большой процент новоиспеченных проектов, которые, к сожалению, не смогли остаться на плаву даже летом, в разгар высокого сезона. В несезон таких хостелов закроется еще больше, и это печально. Во–первых, из–за популяризации легко строящегося бизнеса есть люди, которые продают свои квартиры и вкладываются в проекты, в которых ничего не понимают. Во–вторых, это бьет по качеству приема гостей, которые по одному хостелу зачастую складывают мнение обо всем городе. Сейчас идет тенденция на тематические хостелы — яркие, интересные, непохожие друг на друга. Из крупных игроков на петербургском рынке я могу назвать от силы десяток действительно качественных предложений. А ведь хостел — это высокомаржинальный бизнес, его рентабельность — 60%. Срок окупаемости хостела в аренде примерно год–полтора — к этому времени хостел уже формирует свою клиентскую базу и нарабатывает постоянных гостей.