"Деловой Петербург". Автоцены поехали вверх

Автор фото: Яндолин Роман

Цены на автомобили в 2014 году начали расти в связи с ослаблением рубля. По оценкам экспертов, с начала года их средний рост составил 5–6%. Другие следствия крымского кризиса пока не влияют на этот бизнес.

С начала года официальный курс евро к рублю, по данным Центробанка РФ, вырос на 12%, с 45,05 до 50,47 рубля, доллара США — на 11,5%, с 32,65 до 36,4 рубля. Еще в январе автодилеры и автопроизводители были настроены весьма позитивно, ожидая, что весной рубль укрепится. Однако давление на него стала оказывать не только ситуация в экономике, но и события на Украине.
Цены на новые модели традиционно повышаются в начале каждого года — в среднем примерно на 2%. Но в 2013 году повышения практически не было, отмечают эксперты. Из–за падения спроса дилеры вынуждены были объявлять многочисленные акции со скидками, что нивелировало сезонный рост цен.

Сборка подорожала

В первую очередь автопроизводители зафиксировали рост цен на комплектующие, что сказалось на удорожании машин. "Затраты компании на приобретение комплектующих у иностранных поставщиков изменяются пропорционально изменению курсов валют", — говорит представитель завода Тойота в Санкт-Петербурге Ольга Крайнюк. С января 2014 года на 0,9–2% подорожали семь моделей марки, добавляет она. Следующий пересмотр рекомендованных розничных цен будет ближе к середине года, начиная с апреля–мая.
В свою очередь, в FordSollers отмечают: "В связи с колебаниями курсов валют мы скорректировали цены на автомобили. В течение февраля–марта повышение составило в среднем около 3%".
"В начале года также произошло повышение цен на автомобили Hyundai Solaris 2014 года производства, примерно на 9 тыс. рублей (это уже цена у дилера)", — добавляет Мария Мальцева, представитель ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус".
На заводах Nissan и General Motors от комментариев отказались.
Как считают эксперты, от роста курсов евро и доллара в меньшей степени проиграют заводы с высоким уровнем локализации. По данным аналитического агентства "Автостат", в России производство автомобилей Hyundai локализовано на 47%, Nissan — на 31,7%, GM — на 20%, Toyota — на 20%, Ford — на 10 – 20% в зависимости от модели.
По оценке автоэксперта Виталия Новикова, цены на машины у дилеров в среднем выросли с начала года на 5 – 6%. "Ситуация нестабильна, и прогнозировать, что будет в 2014 году, довольно сложно. Например, у нишевых марок маржинальность выше, так что они до последнего будут воздерживаться от роста цен, — считает он. —Скачка доходов населения в ближайшее время не предвидится, так что акцент и дальше будет смещаться в сторону автомобилей с пробегом, машин, собранных в России (около 55% рынка), машин российских марок (их доля — около 17% рынка), увеличится доля кредитных машин (сейчас — около 40%)".
"По разным брендам повышение цен составляет от 3 до 10%", — добавляет руководитель службы маркетинга и рекламы группы "Лаура" Сергей Новосельский. По его словам, импортеры фиксируют цены в рублях, хотя, конечно, привязка к курсам доллара и евро неизбежна. "И если дилерский заказ еще не сформирован, то покупать автомобили придется уже по повышенной цене", — отмечает он.

Четырехколесные инвестиции

У автодилеров цены на автомобили в 2014 году изменились не сразу, поэтому крупные продавцы могут предложить своим клиентам и автомобили 2014 года по старым ценам, отмечают эксперты. В связи с этим в последнее время дилеры наблюдают скачок покупательной активности и связывают его с недоверием к рублю и политической ситуацией.
"Сейчас стремительно разлетаются запасы старых машин, — говорит директор по развитию ГК "Аксель" Игорь Седов. — Продажи премиальных марок выросли в 1,5 раза. За январь–февраль мы распродали полугодовой запас BMW X6, ушли со складов остатки BMW X5 и E70. Есть рост спроса на автомобили Volkswagen и Toyota. Люди достают последние накопления и вкладывают их в машины".

Революция не помеха

Несмотря на ослабление рубля из–за ситуации на Украине, на авторынке говорят, что другие следствия данного кризиса пока не влияют на этот бизнес.
Например, на прошлой неделе руководство Евросоюза и США запугивало Россию вводом санкций из–за конфликта по поводу Украины. "Серьезного влияния на отношения с импортерами это не окажет. Во–первых, большинство производителей уже имеют заводы в России. Во–вторых, не нужно путать политику и бизнес. Россия уверенно занимает второе–третье место в мире по продажам новых автомобилей. И уходить с этого рынка из–за политических амбиций никто не станет", — спокойны в ГК "Лаура".
Из автопредприятий Петербурга и области экспортом занимается только Hyundai. "У нас есть экспорт на Украину, однако он не является значительным в общем объеме выпуска завода, основным рынком для нас был и остается рынок России, на который приходится порядка 90% продаж. Экспорт на рынок Украины существенно сократился еще в середине прошлого года — после того как Украина приняла ряд ограничительных мер по защите своего рынка", — констатирует Мария Мальцева.
За первые 2 месяца этого года стоимость автомобилей 2014 года выпуска выросла практически у всех брендов на 1–5%. Многие импортеры объявили о росте цен еще до активной фазы падения курса рубля по отношению к основным валютам. А некоторых марок повышение стоимости коснулось уже дважды. Распродажи машин 2013 года закончились, остаются единицы, но они уже не будут влиять на общую динамику. Если статистика за январь–февраль еще показывает небольшой рост продаж, то март и особенно апрель дадут ясную картину о состоянии рынка и реакции потребителя на увеличение стоимости новых автомобилей.
Михаил Чаплыгин
Генеральный Директор "Auto–Dealer–СПб"
Автомобили 2013 года еще не распроданы, но их осталось очень немного. Цены на автомобили, произведенные в 2014 году, уже выросли в феврале на 5%. Следующее повышение если и будет, то не ранее конца II квартала. Более частые повышения цены рынку психологически трудно переварить. К тому же производственный цикл растянут во времени, и автомобили подорожают не сразу. Цены же на запчасти выросли с 1 марта на 5%. Соответственно, увеличилась и та часть стоимости сервисного обслуживания, которая касается запчастей.
Василий Орехов
директор по маркетингу автоцентра "Атлант–М Балтика"