"Выходной Петербург". А нам все равно

Автор фото: Свистунова Валентина

Неделю назад УЕФА оштрафовала "Зенит" за нарушение финансового фейр-плей и обязала петербургский клуб до 2016 года выйти на самоокупаемость. Журналист Владислав Бачуров - о том, как команда с берегов Невы будет адаптироваться к требованиям УЕФА.

Борьба УЕФА за финансовый фейр–плей долгое время казалась просто популистской кампанией, ведь ранее санкции касались малоизвестных албанских и румынских клубов, штрафы были ничтожные, наказания мизерные. К чему тогда весь этот сыр–бор? Но неделю назад УЕФА объявила главных врагов финансовой чистоты в европейском футболе. Впрочем, названия клубов все и так знали: принадлежащие арабским шейхам "Манчестер Сити" и ПСЖ и наш "Зенит". Коснулись санкции и "Анжи", но слегка запоздали, ведь клуб начал сезон с вопиющей, нарочито анти–фейр–плейной модели, а закончил чемпионат без денег, на последнем месте, всем своим жалким видом подтверждая справедливость требований УЕФА.
На самом деле правила финансового фейр–плей выполняют своего рода антимонопольную функцию: одним из основных принципов в европейском футболе должна стать добросовестная конкуренция — не только на футбольном поле, но и за его пределами. Арабские гарун аль рашиды, которые считают, что деньги решают все, подрывают существование бизнес–моделей клубов, ведущих честную игру.
И вот "Манчестер Сити" и ПСЖ за нарушение финансового фейр–плей оштрафованы на 60 млн евро, а их заявки на участие в Лиге чемпионов сокращены с 25 до 21 игрока. Клубы должны сократить убытки, а в 2016 году выйти на самоокупаемость. Кроме того, у обоих клубов была ограничена сумма, которую они могли потратить на приобретение новых игроков.
"Зенит" среди наказанных оказался на почетном третьем месте — оштрафован на 12 млн евро, его заявка в Лиге чемпионов сокращена на три места (можно заявить только 22 футболиста), зарплатная ведомость заморожена. Кроме того, "Зенит" получил ограничение на размер убытков по итогам 2015 года в размере 30 млн евро, а в 2016–м тоже должен выйти на самоокупаемость.
Что придумают владельцы богатых клубов, чтобы выйти на окупаемость? Можно нафантазировать самые нелепые картины. Установят бешеные цены на билеты, скупят их через подставную фирму и раздадут болельщикам бесплатно, зато обеспечат шикарный доход в бюджет клуба по статье "выручка со стадиона" (в терминологии футбольного менеджмента — matchday)? Сами себе заплатят за трансляции? Создадут фирму, которая арендует самые привлекательные торговые места в европейских столицах, и, невзирая на сумасшедшие арендные ставки, откроют там фирменные магазины по продаже футбольной символики, при этом допустив клуб продавать футболки по льготной субарендной плате — вот и доход от коммерческой деятельности?
Зарплатная ведомость может быть и заморожена, и даже урезана, но зато увеличится премиальная часть. Опять появятся конвертики. Не сложнее разобраться и с трансферными расходами. Клубов в Южной Америке правила финансового фейр–плей не касаются, так что они не моргнув глазом признаются, что отдали игрока в европейский клуб почти бесплатно.
Президент ПСЖ Нассер Аль– Хелайфи прямым текстом заявил, что ему плевать на правила фейр–плей: "Мы и дальше будем подписывать тех футболистов, которых хотим видеть у себя. У нас уже сейчас собрана прекрасная команда. Посмотрим, как еще мы можем усилиться. Никто нас не остановит. У нас будут те игроки, которых мы хотим. Как мы этого добьемся? Это уже наши заботы, наш бизнес".
Президент "Манчестер Сити" Хальдон аль Мубарак тоже посмеивается: "Нашим фанатам необходимо знать, что мы, как и всегда, будем делать лучшее для клуба и для болельщиков. Если это означает заплатить штраф, то мы заплатим штраф и пойдем дальше. Мы останемся прагматиками. Мы верим в эту модель, верим, что она верная. Мы не подвергнем риску нашу стратегию".
А вот генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов повел себя корректно: "Клуб активно сотрудничает с представителями УЕФА и действует в рамках финансовой стратегии, разработанной в клубе и необходимой для постепенной адаптации к требованиям УЕФА".
Что за "адаптация к требованиям УЕФА", когда в топе спортивных новостей пишут, что клуб готов купить аргентинского защитника "Бенфики" Эсекьеля Гарая, которого португальцы готовы продать за 20 млн евро. А из "Зенита" в "Рубин" может окончательно перебраться включенный в расширенный список сборной России Павел Могилевец. Такая вот разработанная финансовая стратегия.