ФАС отклонила жалобу на конкурс на 3,8 млрд рублей, в котором победил "Вагонмаш"

Автор фото: Андрей Федоров

Антимонопольная служба признала законной победу "Вагонмаша" в конкурсе на поставку вагонов для петербургского метро за 3,8 млрд рублей. Российские производители вагонов пытаются добиться отмены конкурса всеми возможными способами, от жалоб в ФАС до писем губернатору.

Антимонопольная служба признала победу "Вагонмаша" в конкурсе на 3,8 млрд рублей законной, сообщили dp.ru в ФАС России. Рассмотрение жалобы на этот конкурс проходило сегодня днем (12 марта) в Федеральной антимонопольной службе России, так как все жалобы на подряды стоимостью более 1 млрд рублей рассматривают там, а не в петербургском управлении.
Автором жалобы было петербургское ООО "Спецстрой". Компания не участвовала в конкурсе и не занимается производством вагонов. На петербургском рынке госзакупок она известна тем, что направляет жалобы на те или иные конкурсы в интересах их участников в качестве своеобразной юридической поддержки или просто из желания указать на нарушения крупного заказчика.
Заказчиком данных работ выступает комитет по транспорту при участии комитета по государственному заказу. Вагоны закупают для ГУП "Петербургский метрополитен".
Ранее отменить результаты конкурса, в котором победило ООО "Вагонмаш", пытался его проигравший конкурент "Трансмашхолдинг". Однако жалобу Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭРВЗ), входящего в "Трансмашхолдинг", тоже признали необоснованной.
Скандал вокруг заказа продолжает разворачиваться. Губернатору Петербурга поступило сразу две жалобы - от Профессионального союза машиностроителей РФ и от профсоюза Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ). Авторы жалоб аппелируют к тому, что "Вагонмаш" - иностранное предприятие, а продукцию того же качества производят и в России. Жалобы перенаправлены вице-губернатору Игорю Албину, который курирует комитет по транспорту. В аппарате вице-губернатора пока не сформулировали свою позицию по этому вопросу.
С одной стороны, победа "Вагонмаша" в конкурсе уже признана и дважды подтверждена ФАС России. С другой - контракт с фирмой на поставку восьми составов до сих пор не подписан, хотя конкурсные процедуры и завершились еще в феврале. Заказчик не мог заключить контракт, пока антимонопольщики рассматривали жалобы.
"Вагонмаш" уже поставил на третью линию (зеленая ветка между станциями "Приморская" и "Рыбацкое") девять составов с асинхронным двигателем типа "НеВа". Их кузовы производились в Чехии, а в Петербурге на Кировском заводе велось оснащение поездов. Вагоны закупаются не просто в рамках обновления подвижного состава подземки, но еще и в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Планируется, что к этому времени третья линия от станции "Приморская" будет продолжена до станции "Новокрестовская". Также строится и следующая за ней станция "Беговая". Именно по этой ветке, и как планируется, в новых современных вагонах, болельщики будут добираться до стадиона на Крестовском острове.
Интересно, что на днях с dp.ru связалась группа сотрудников ГУП "Петербургский метрополитен", пожелавших остаться неизвестными. По их словам, коллектив, работающий непосредственно с вагонами на третьей линии, "болеет" за заключение контракта с "Вагонмашем" из-за высокого качества их вагонов "НеВа". Собеседники указывают на то, что эти составы на 70 т легче других типов, а также работают на четырех моторных вагонах, что втрое снижает потребление электроэнергии.
Также сотрудники метрополитена видят в заявлениях ОЭВРЗ о российском происхождении их продукции долю лукавства. "На заводе в Мытищах сборка вагонов также ведется с использованием иностранных деталей, таких как немецкие компрессоры или итальянская пневматика. К тому же у завода есть масса заказов и он уже задерживает поставки вагонов для петербургского метро по предыдущему конкурсу", - сказал один из сотрудников подземки. Но главный довод сотрудников заключается в том, что обслуживать несколько разных типов вагонов слишком сложно и дорого.
ООО "Вагонмаш" принадлежит на 51% чешскому заводу Skoda и на 49% офшору "Леонтодон Ридео Лимитед", зарегистрированному на острове Геркси в проливе Ла-Манш. Долгое время считалось, что за офшором стоит Кировский завод, но в "Вагонмаше" эту информацию недавно опровергли. При этом в компании не раскрывают, кто является бенефициаром офшора. Dp.ru уже рассказывал версии о том, кто им может быть.