Бизнесмены обсудили, почему Россия не может себя прокормить

Автор фото: Коньков Сергей

Дискуссия на ПМЭФ, посвященная рынку продовольствия России, собрала полный зал бизнесменов. Главы корпораций удивлялись, почему Россия, имея такое количество сельхозземель, не может составить конкуренцию импортерам овощей и фруктов вроде Польши или Голландии.

Сессия собрала известных политиков и глав международных корпораций. Модератор сессии «Рынок продовольствия — потенциал России как мирового лидера» Пол Эрик Шотиль, управляющий партнер McKinsey & Company, отметил, что потенциал России неограничен, например, Голландия — малюсенькая страна, но она второй по величине экспортер сельхозпродукции в мире.
В качестве примера Пол Эрик Шотиль вспомнил, что Китай на $25 млрд инвестировал в соевую культуру и закупал ее в Бразилии и США. Почему бы России, имея такие большие территории и общую границу с Китаем, не засеять поля соей, говорил эксперт.
Заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович согласился, что в России действительно очень большое количество сельскохозяйственных земель, которые можно использовать для собственного и экспортного рынка. «Этот сектор российской экономики устойчиво растет. Мы начали его развивать 10 лет назад, и это никак не связано с санкциями», — говорит Аркадий Дворкович, подчеркнув, что еще много надо сделать, например, улучшить законодательство, сделать инфраструктуру, чтобы, когда исчезнет эмбарго и санкции, этот сектор экономики продолжил дальнейший рост и чтобы Россия была не только империей, которая производит нефть и газ.
При этом Аркадий Дворкович отметил, что Россия не будет использовать ГМО для увеличения объемов производства. «Мы будем использовать другие способы, и наша продукция будет считаться, и по факту так оно и есть, самой чистой с точки зрения использования технологий», — отметил он.
«В России есть масштабные возможности для развития сельского хозяйства. Почему, например, Россия не может быть конкурентоспособной в производстве яблок и опередить Польшу? Мы бы могли закупать продукцию в России, чтобы сократить цепочку поставок, но здесь никто не делает яблочный концентрат хорошего качества, а Польша и Китай в этом преуспели. Нам приходится покупать томатную пасту в Португалии, Испании и даже в Азии», — говорит член исполнительного комитета, главный исполнительный директор PepsiCo Europe Рамон Лагварта.
Генеральный директор «Русагро» Максим Басов отметил, что сегодня уже много сделано для сельского хозяйства, например, введен выгодный налоговый режим, НДС понижен до 10%, ставка налога на прибыль по большинству видов производства 0%. Правительство в этом году начинает революционные преобразования на Дальнем Востоке, предлагая инвестировать на очень интересных условиях. "У нас низкая конкуренция в этом секторе, мы пока не смогли накормить себя, и нет никакой причины, почему мы это не можем сделать", — говорит бизнесмен.
По словам Максима Басова, основные препятствия для развития сельхозотрасли в стране — это деградация капитала (дорогие ставки кредита, проблема с инвестиционными деньгами), сложные институциональные условия, которые может преодолеть только крупный бизнес, а многие ниши занимает именно малый бизнес. "Мы не сможем иметь у себя достойных грибов, сыров и частично конкурировать с Польшей, откуда мы импортируем много продукции, сделанной малым бизнесом, пока государство не примет кардинальных мер", — отмечает бизнесмен.
По словам министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, задача России в течение 5-10 лет выйти на самообеспечение по всем группам питания. На этот год запланировано 300 млрд рублей поддержки, на следующий год сумма будет еще больше в разных формах. На территории России реализуется более 400 инвестпроектов, процентная ставка от 7 до 10%, срок кредита 8-10 лет.
"Через несколько лет мы готовы будем выйти с этой продукцией на зарубежные рынки и показать, что мы не только можем производить нефть и газ, но и страна, которая может развивать свое сельское хозяйство и зарабатывать на этом", — отметил Александр Ткачев.