Мировые лидеры идут на уступки Ирану для совместного противостояния ИГИЛ

Автор фото: Zuma\TASS

Соглашение Ирана и "шестерки" по ядерной программе перенесли на 10 июля, однако мало кто сомневается в успешном завершении переговоров. США идут на уступки, чтобы получить союзника в борьбе с ИГИЛ, о чем прямо говорят и власти Ирана. А воевать они будут, возможно, российским оружием. Такая вот необычная коалиция.

Вопрос времени подписания окончательного соглашения с Ираном — не принципиальный. Ради успешности переговоров, которые длились больше 10 лет, можно подождать еще пару дней — таков общий посыл успевших высказаться по этому поводу дипломатов. Когда самопровозглашенное квазигосударство ИГИЛ стало силой, на которую уже просто нельзя было не обращать внимания, переговоры с Ираном заметно ускорились. Общий враг объединил страны, которые формально конфликтуют.
Во время встречи британского премьера Дэвида Кэмерона и президента Ирана Хасана Рухани в октябре стороны всячески открещивались от каких бы то ни было договоренностей, хотя и признавали наличие общего врага. Кэмерон даже заявил, что Иран — часть решения "иракской проблемы", как ее тогда аккуратно называли. Лидер США Барак Обама в то же время предложил иранцам воспользоваться моментом и решить ядерный спор. Иран, конечно, высказывал свою заинтересованность, но кивал на санкции.
В результате все пока остаются в выигрыше. США в вопросах ядерной программы Ирана уже даже готовы прогнуться. Если раньше ядерная программа в исламском государстве не устраивала их как явление, то теперь речь идет о сокращении. Рамочное соглашение, подписанное 2 апреля, предписывает Ирану обеднить или вывезти за границу большую часть запасов обогащенного урана. Также в нем говорится о тройном сокращении количества обогатительных центрифуг — с 19 тыс. до 6 тыс.
Реактор в Араке по-прежнему продолжит работу. Его сохранение глава МИД Ирана Джавад Зариф назвал победой в переговорах: Иран, почти ничего не лишаясь, получал все. О продолжении исследований в этом направлении и модернизации аракского реактора он заговорил сразу же после подписания рамочного соглашения. На этом уже готова нагреть руки и Россия. 3 июля стороны договорились, что излишки урана вывезут в Россию. Это соглашение, о котором начали говорить еще в январе, официальный Иран тогда яростно опровергал.
Подозрения о том, что ИГИЛ стало катализатором успешных переговоров, окончательно подтвердил и глава МИД Ирана Джавад Зариф. Совместные действия против исламских экстремистов в Сирии и Ираке станут возможны, как только закончится 13-летнее противостояние по ядерному вопросу, цитирует его Guardian. "Наша общая угроза сегодня — насильственный экстремизм и откровенное варварство", — заявил он. Он также отметил, что видит, как его зарубежные коллеги перешли от иллюзий к разумным аргументам.
Другими словами, Иран готов выступить против ИГИЛ в обмен на отмену санкций. И как оказалось, и правда получает все. Европейские банки уже обсуждают возобновление сотрудничества с иранскими, Иран разрешил инвестиции европейским и американским компаниям в промышленность, заявил о намерении построить несколько атомных станций, в Иран идут китайские нефтяники.
Интересно, что воевать с ИГИЛ Тегеран, возможно, будет российским оружием. Не так давно Россия подписала контракт о поставках в Иран С-300, и этим сотрудничество не ограничивается. Поставки оружия собираются расширять, иранская делегация, например, посетила на днях Военно-морской салон в Петербурге, где провела переговоры о поставках "широкой номенклатуры военно-морской техники и вооружений".
Глава МИД РФ Сергей Лавров уже вспоминает старые долги Ирана, рассказывая о многомиллиардной выгоде России. Иран, говорит он, встанет с колен и расплатится наконец перед "Росатомом", пополнит нам бюджет. О том, что уже сама возможность выхода Ирана на мировой рынок нефти за пару дней обрушила цены с $62 до $57, министр не упоминает. Хотя, казалось бы, главная кормилица бюджета.
Так, в борьбе против ИГИЛ в весьма необычном формате объединяются три страны, которые вообще-то в обычных условиях друг друга и видеть не хотят. Интересно, кстати, что за день до дедлайна, 9 июля, Рухани встретится с Владимиром Путиным на саммите в Уфе.
Против, похоже, только Израиль, который не хочет получить исламистов с ядерным оружием у себя под боком. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху уже заявил, что если мир считает дикостью ИГИЛ, то он должен лишь подождать, пока исламский Иран не станет ядерной державой. ИГИЛ он, понятно, также осуждает, но удивляется: почему-то, мол, никому не приходит в голову дать им в руки ядерное оружие. Обезвредить нужно и Иран, и ИГИЛ, цитирует политика The Jerusalem Post. Ранее он предсказывал, что соглашение с Ираном даст начало ядерной гонке на Ближнем Востоке, а тут уж никому мало не покажется.
Однако Иран — это и рынок сбыта, который больше 10 лет был отрезан от мира. Иран — это около 10% мировых запасов нефти. Тут уж Израилю придется потерпеть.