"ДП" вспомнил, какие российские компании были проданы за 1 рубль

Автор фото: kommersant.ru

"Аэрофлот" покупает 75% компании "Трансаэро" за 1 рубль. "ДП" вспомнил, какие еще российские компании и проекты были проданы или продаются за символическую цену. Чаще всего такие сделки заключаются, когда она безнадежно убыточна или погрязла в долгах, но покупатели всегда находятся.

Сегодня стало известно, что первый авиаперевозчик страны "Аэрофлот" планирует купить второго — "Трансаэро", попавшего не в самую приятную ситуацию с долгами более 115 млрд рублей. Компании уже пророчили банкротство к концу года, один из кредиторов — банк "Открытие" — даже на всякий случай "встал в очередь", подав иск о взыскании долга. Однако продажа компании и ее дальнейшее слияние с "Аэрофлотом", который, к слову, давно этого хотел, может уберечь компанию от краха. Стоимость возможной сделки — 1 рубль. Именно такую цену санации совет директоров "Аэрофлота" будет обсуждать 3 сентября. Впрочем, подобные суммы уже перестали удивлять российскую бизнес-среду: многие проекты и компании были проданы за 1 рубль.
Red Wings
Одна авиакомпания уже была раньше продана по подобной цене — правда, это был не крупный авиаперевозчик, а небольшая Red Wings. Ее владелец, предприниматель Александр Лебедев, продал принадлежащие ему акции авиакомпании брату совладельца группы "Гута" Сергею Кузнецову и инвестгруппе GHP Марка Гарбера. Как и "Трансаэро", Red Wings нуждалась в срочном спасении и не приносила прибыли, кроме того, Росавиация приостановила ее лицензию после проверки, проведенной из-за жесткой посадки Ту-204 во Внуково в 2012-м. За вложенные 3 млрд рублей в Red Wings Александр Лебедев получил списание долгов и самолеты. В результате продажа за рубль принесла компании удачу: через несколько месяцев Red Wings возвратили лицензию и она возобновила полеты. В 2014 году Марк Гарбер заявил о готовности акционеров продать Red Wings при наличии в отрасли "консолидатора с государственной поддержкой". Сейчас о покупке авиакомпании думает лизинговая компания "Ильюшин финанс и Ко" (ИФК).
ФК "Уралсиб"
В мае владелец ФК "Уралсиб" Николай Цветков заявил, что готов продать корпорацию, в составе которой банк, а также страховой и лизинговый бизнес, за 1 рубль. За 2014 год ФК увеличила убыток с 1,6 млрд до 9,5 млрд рублей, ЦБ оценил "дыру" (объем недофинансированных резервов) в банке в половину его капитала — 21 млрд рублей. Однако претендентов на покупку "Уралсиба" хватает: среди них так или иначе назывались Московский кредитный банк Романа Авдеева, банк "Россия", Альфа-групп и СМП Банк братьев Ротенбергов, который ранее уже отхватил самый лакомый кусочек — стал санатором "Мособлбанка", рекордсмена по выплатам АСВ. Причем, судя по всему, за право стать санатором банка разгорелась нешуточная борьба. На прошлой неделе в СМИ появилась новость о том, что санатором банка "Уралсиб" станет "Альфа-групп", эта новость всполошила всех претендентов на покупку, а затем была опровергнута сторонами.
Ё-мобиль
Так же, "символически", продаются и проекты, которые еще даже не запустились. Подобная история произошла с проектом "Ё-мобиль" в прошлом году: Михаил Прохоров продал его за 1 евро государству (а именно Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту). Проект был анонсирован еще в 2010 году и собрал уже более 200 тыс. предзаказов. Однако главу "Онэксима" испугала ситуация на автомобильном рынке. С таким ростом евро производить автомобиль с прибылью практически невозможно, сетовал он. Учитывая дальнейший обвал автомобильного рынка в России, который продолжается до сих пор, передача технологий государству спасла Михаила Прохорова от нерентабельного проекта и просто стала красивым жестом, сработавшим на репутацию. Грустно только, что Ё-мобиль в руках государства окончательно канул в Лету.


Сеть салонов "Связной"
Тогда же, в 2014-м, Михаил Прохоров еще раз столкнулся с подобной символической ценой, только теперь в качестве покупателя: в ноябре группа "Онэксим" и НПФ "Благосостояние" договорились с владельцами "Связного" о передаче им 90% всего бизнеса. Новые инвесторы получили сеть салонов по цене в 1 рубль. Перед этим владелец "Связного" Максим Ноготков получил уведомление о дефолте по долгу, залогом по которому выступал контрольный пакет акций холдинговой компании группы. Затем "Связной" ждала сложная история с владельцами: "Онэксим" продал права требования по кредиту компании Олега Малиса, который и установил контроль над компанией. Теперь "Связному" пророчат объединение с "Евросетью", которой руководит брат Олега Малиса Александр, правда, официально эта информация пока не подтвердилась.