БЦ "Матисов остров" на Перевозной ул. снесут для госнужд вопреки желанию владельца

Автор фото: Архив "ДП"

Город отнимет площадку 11,7 тыс. м2 у ООО "Новый остров" для строительства шахты для перегона метро между станциями "Театральная" и "Горный институт" и снесет расположенный там бизнес-центр. Договориться о выкупе не получается.

На пути строительства Лахтинско-Правобережной линии метро (оранжевая ветка) встало ООО "Новый остров", которому принадлежит территория площадью 11,7 тыс. м2 по адресу Перевозная ул., 1В. Здесь, по проекту строительства метро, должна появиться одна из стройплощадок для перегона между станциями "Театральная" и "Горный институт" — шахта №573.
Первая на линии метро шахта находится на Театральной площади (№574), там, где будет вестибюль метро "Театральная". На участке уже активно идет строительство. Далее расположена шахта на проблемном участке. За ней следуют еще две шахты, которые находятся на Большом пр. В. О. между 26-й линией и Клубным пер. (№572) и на Среднем пр., 93А (№571). Выход из станции метро "Горный институт" будет находиться на углу Большого пр. В. О. и Косой линии. На всех участках имущественные вопросы уже решены. Таким образом, соединить "Театральную" и "Горный институт" мешает одна нерешенная имущественная проблема.
ООО "Новый остров" управляет бизнес-центром "Матисов остров" класса В, который находится на Перевозной ул., на изымаемом участке. В БЦ находится ресторан, тир и офисы, среди арендаторов — отдел продаж коттеджных поселков в Шлиссельбурге "Зеленый квартал" и "Тихий остров", охранное бюро "БСЦ", компания по буровым работам "Буровых дел мастер" и др. Чтобы организовать шахту и стройплощадку, БЦ придется снести. При этом шахта требуется именно на время строительных работ. После их завершения большая часть участка освободится и теоретически там можно будет что-то заново построить.
"Новый остров" отказывается продавать площадку. Причина — низкая цена, которую назначают чиновники. О какой сумме идет речь, не уточняют. Возможно, собственник пришел к цифре, опираясь на свои финансовые показатели: по бухгалтерской отчетности, активы компании стоят 230 млн рублей (по данным системы "Спарк"), а бизнес-центр и является ее основным активом. Кадастровая стоимость участка, по данным Росрееста, составляет 54,3 млн рублей. Оценки экспертов близки к этой цифре. Так, в NAI Becar участок оценивают в сумму от 53 до 64 млн рублей.
"Участок довольно привлекателен: территория обеспечена инженерными коммуникациями, имеет хорошую транспортную доступность, расположена в центральной части города", — отмечает Виктория Константинова, директор по оценке NAI Becar в Петербурге. Она также отметила, что ближайшее окружение бизнес-центра — промышленная территория и психиатрическая больница. Впрочем, если неподалеку появится еще одна станция метро, район может преобразиться, а собственник — поднять ставки на аренду.
Однако Смольный настроен решительно. Участок изымут у инвестора по так называемому "олимпийскому принципу". Речь идет о 499-ФЗ, который был принят для подготовки Сочи к олимпиаде. Поправки позволяют отнимать землю у собственников по ценам, близким к кадастровой стоимости. При этом собственник может оспорить решение в суде, но участок к тому времени уже, как правило, изъят и застроен.
"Нужно использовать опыт работы в Сочи и в Москве по изъятию участков для государственных нужд в особом порядке. Нельзя допускать, чтобы бизнес загонял нас в тупик своими финансовыми аппетитами. Вот какое счастье к нему пришло в виде строительства метрополитена. Конечно, собственнику теперь хочется решить все свои финансовые проблемы за счет города на много лет вперед", — сказал сегодня вице-губернатор Игорь Албин во время визита на стройплощадку Горного института и отдал распоряжение профильному комитету по развитию транспортной инфраструктуры подготовиться к изъятию участка.  
Стандартная процедура изъятия земли у собственников занимает больше года. Летом в Госдуму поступили поправки к закону "О подготовке и проведении ЧМ 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года". Если поправки примут, то изъять участок будет еще проще. Строго говоря, Лахтинско-Правобережная линия метро строится для городских нужд, а не именно для ЧМ-2018, но при желании можно назвать ее и объектом к чемпионату.  
ООО "Новый остров" зарегистрировано на панамский офшор, гендиректор компании — Анатолий Степаков, который в других компаниях, по данным системы "СПАРК", не работает. Компания была создана в 2007 году и до перевода в офшор являлась "дочкой" Фольгопрокатного завода, расположенного на Перевозной ул. В нем, по данным СПАРК, доля 17,3% принадлежит владельцу ТД "Цветмет" Михаилу Платонову, доля 13,7% — экс-директору петербургского филиала ликвидированного ЛОКО-банка Михаилу Гладышеву, а еще два собственника долей 29,9% и 17,3% скрыты за офшорами.