Петербургские бизнесмены раскритиковали американского бизнес-тренера

Автор фото: Nordic Business Forum
Кит Каннингем - спикер Nordic Business Forum в Петербурге.

"ДП" собрал известных петербургских предпринимателей на трансляцию и обсуждение финляндского Nordic Business Forum, а в результате получился свой импровизированный форум - с не менее яркими выступлениями, но на российский лад. Как справедливо заметил модератор, не хватало только бутылки водки.

Обсуждению подлежало выступление Кита Каннингема, известного американского предпринимателя, миллионера, тренера и коуча. Как и большинство других спикеров форума, он с ходу признался, что в Финляндии оказался впервые, как бы подтверждая наши старые догадки, что Финляндия - не заграница.
Не меньше часа Каннингем говорил о стратегическом мышлении. Наличие стратегии, по словам Каннингема, означает “у меня есть планы, чтобы преодолеть препятствия”. А если есть стратегия, то можно создать механизм, который будет ее выполнять.
В каждой конкретной ситуации, говорит Каннингем, задайте себе вопрос: “Ты хочешь проблему или возможность?”. Возможность - это проблема, к которой подобрано решение.
Для решения проблем важно правильное распределение ресурсов. Что препятствует успеху и быстрому росту, так это рассогласование ресурсов и желаемого результата.
"Есть только две причины, для того чтобы вы тратили деньги на бизнес, - говорит Каннингем. - Первая - сохранения имеющихся клиентов. То есть надо делать что-то такое, что люди заметят. Вторая - приток новых. То есть надо сделать так, чтобы люди это заметили”.
Полягаясь на Каннингема, следует задать себе вопрос: насколько больше был бы мой бизнес, если б я сохранил каждого клиента - вдвое, втрое? Большинство бизнесменов слишком фокусируются на привлечении новых клиентов, поэтому бизнес замедляется, считает американец.
“Задайте себе вопрос, почему мой бизнес не в два раза больше. Недостаточно клиентов? Надо взять за рога более крупного клиента. Покупатели не возвращаются? Заметьте, это разные причины, - говорит Каннингем. - Обобщения убивают точность. Бизнесмену нужна ясность. Представление, где он на самом деле находится. Очень честное”.
Каннингем предложил каждому человеку в пятитысячном зале написать в блокноте три свои самых большие проблемы. А потом заявил, что это не проблемы, а симптомы.
"У меня нет денег. У меня нет отношений. Мало покупателей. Живот болит. Все это симптомы, - подчеркивает Кит Каннингем. - Большой мыслительный потенциал нужен, чтобы обнаружить проблему, потому что если вы решаете несуществующую проблему, ничего не получится".
Бизнес - это интеллектуальный спорт, считает Каннингем. Планируйте время на размышления. Научитесь задавать себе хорошие вопросы. Например: "Что сегодня я могу сделать, чтобы улучшить свою ситуацию?"
"Если вы будете смиряться с посредственностью, ничего и не получится, - уверен Каннингем. - Если вам хватает пяти ручек на офис, вы так с ними и останетесь".
Вот четверка правильных вопросов для размышления, по мнению американского бизнес-тренера:
Что я хочу купить у самого себя?
Что должно случиться, чтобы люди стали у нас покупать?
Что должно случиться, чтобы они к нам вернулись?
Что может произойти такого, что они к нам не вернутся?
"Думайте. У умных людей хорошие ответы, а у гениев хорошие вопросы", - посоветовал Каннингем.
Но петербургские бизнесмены, приглашенные "ДП", на провокацию не повелись.
"Никакой конкретики, вата". "Разводка". "Меня не возбудило", - резюмировали они.
И рассказали взамен, что такое стратегия по-российски.
"Американцы любят формулы успеха. Но вопрос другой - в готовности нас что-то делать, - считает президент и совладелец холдинга RBI Эдуард Тиктинский. - Проблема именно в готовности и осознанности - так называемой долгой воле".
Эдуард Тиктинский привел в пример хорошего тренинга воли гимнастику цигун и практику медитаций, а какие пять правил при этом будут написаны на доске, это не столь важно.
“Я не возбудился, - прокомментировал выступление Каннингема Аркадий Пекаревский, сооснователь сети магазинов одежды Sela и совладелец кондитерской фабрики "Ацтек". - Есть два типа спикеров : информационные и энергетические. От последнего ты уходишь, чувствуя себя наполненным энергией и вниманием, хотя знаний никаких нет. Вот четыре вопроса. Казалось бы, важные слова. Но вопрос не в том, что делать, а как делать. У Дейла Карнеги описано гораздо больше (чем у Каннингема - dp.ru), но из книги ты не можешь получить энергию”.
Известный своей прямотой Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК "Теорема", выразился еще понятнее: "Конкретное фуфло. Почему ещё нам кажется фуфлом, мы не привыкли к американскому способу подачи - шоу. Это какая-то разводка, сектанство в нашем восприятии. <...> У нас тренинги важны для линейного персонала. Для кассира в “Пятерочке”, чтобы она не сходила с ума".
"В нашей стране нет никаких алгоритмов, - убежден Водопьянов. - Мы живём в режиме ручного управления. Кто завтра придет, как реагировать - действовать будем по обстановке. Надо запастись популярном и посмотреть, как доломают паровозик. <...> Как говорят, на сильном ветру и индюшки летает. А сейчас никто не полетит. <...> Если б я не делал ничего последние пять лет, я бы был богаче, счастливее и здоровее".
Основатель холдинга "Евразия" Алексей Фурсов, который несколько лет прожил в Штатах, объяснил, почему американский консалт-продукт оказался для нас неперевариваемым.
"Конкретики не было. Вата какая-то, - констатировал Фурсов. - США - страна роботов. У людей есть чёткое расписание, они встают и ложатся в одно время. Мы не Америка, мы евроазиатская страна. Это в США подобные тренинги приводят к результату. Американцы не работают за идеалы, там работают только за деньги. У нас же если все хорошо у человека на работе, ему комфортно, то его трудно переманить".
В защиту тренингов выступил Владимир Маринович, управляющий партнер ООО "Гирлянда", который эти самые тренинги проводит в бизнес-школе "Вверх": "Мы наблюдали один из консалтинговых продуктов. Пусть есть всего три человека из ста, которым все-таки нужны тренинги. Но если вопросы кого-то сподвигнут на новую идею, это хорошо".
В ответ на это Игорь Водопьянов указал на иррациональную природу российского бизнеса: "Я считаю, что все люди, которые заработали $10 млн долларов в России, - люди, которым просто повезло. $2-4 млн можно заработать усердным трудом, а больше - нужно везение".
"Такой взгляд на вещи никого не мотивирует", - парировал Эдуард Тиктинский.
"Нам повезло, что мы делали деньги на пустом рынке", - напомнил Алексей Фурсов.
Аркадий Пекаревский поделился алгоритмом реализации желаний: первое - чётко сформулируйте желание, второе - найдите того, у кого такая же мечта; третье - постарайтесь тратить час неделю на этого человека - обсуждать с ним, как воплотить кго мечту; четвертое - каждый день перед сном желайте удачи этому человеку.
Бизнесмены отметили, что проблем с размышлениями, о которых говорил Каннингем, у россиян как раз нет. Проблемы наши не с думанием, а с деланием.
"В Петербурге очень много рефлексии, - говорит Владимир Маринович. - Все знают, что должно быть. Люди ищут ответ на вопрос "как?", идут наобум, впотьмах. И лишь 3% готовы к активным действиям".
"Нужно не бояться пробовать - это самое важное. Я был в Мексике 10 лет назад, увидел ювелирный магазин, он мне понравился, я спросил e-mail хозяина, теперь у меня сеть таких магазинов в России", - привел себя в пример Алексей Фурсов (речь идет о сети Carlos Albert).
"Хочешь что-то создать - отдай 10 лет", - определил формулу минимального успеха Аркадий Пекаревский.
Игорь Водопьянов поделился своим управленческим опытом: "Я прочитал в умной книжке, что человек может контролировать только восьмерых людей, не больше. Поэтому у меня восемь подчиненных менеджеров, у каждого из них - еще по восемь, всего 36. <...> Хуже всего работать с людьми,которые имеют опыт работы в западных компаниях. Не могут они творчески работать".
У бизнесменов не могли не спросить, что же делать в состоянии затянувшегося кризиса.
Главное, по словам Эдуарда Тиктинского, не забивать голову тем, что стал в 1,5-2 раза беднее в долларах, а думать о будущем: “компания будет расти, если ты знаешь, что делать”.
Игорь Водопьянов сказал, что он просто продлевает документы по мере необходимости и ждет подходящего момента.
Аркадий Пекаревский отметил, что диверсификацию бизнеса никто не отменял.
По словам Водопьянова, проблемы наши сейчас в том, что в стране - приоритет стабильности, а вопросы развития мало кого интересуют.
Другая большая проблема - наш пресловутый низкий КПД.
"У нас низкий КПД ввиду плохой организации процессов, - уверен Игорь Водопьянов. - Есть компания, которая ставит нам ворота на стройке. В 10 случаях из 15 они промахиваются  с размером. Спрашиваешь у них, как же так. Отвечают: а где найти людей, которые сделают иначе. Или другой пример - остекление бизнес-центра. Привозят 10 стёкол, два из них - не того цвета. С чем это связано? С созерцательностью, наверное. На Марс можем слетать. Но один раз. Второй не долетим".
"Или вот: пересчитали сотрудников компании - всего 1 тыс. человек, из них 275 - охранники, то есть контролеры - так они у нас называются. И уменьшить их число никак нельзя. Это об эффективности бизнеса. Треть людей в компании сидит смотрит вдаль", - заключил Водопьянов.
По мнению Водопьянова, в России сотрудника вообще никак не замотивировать. А вот Аркадий Пекаревский считает, что способ есть - вовремя проявить заботу.
"Уволить - самое простое. Например, бухгалтер отправил деньги не туда. Напрашивается - уволить, - конкретизирует Пекаревский. - Но ведь если человек обжегся, то вряд ли он в след раз отправит деньги не туда. А нового взять - он ещё не обжегся".