Как используют Boeing 737 в России и в мире

Автор фото: Лысцева Марина/ТАСС

Временный отзыв сертификатов у самолетов Boeing 737 всполошил всю авиационную отрасль: это второй по популярности пассажирский лайнер. Пока МАК и Росавиация спорят о безопасности 737-х, "ДП" разобрался, как используют этот самолет во всем мире и проследил статистику крушений.

Boeing 737 — самый массово воспроизводимый реактивный пассажирский самолет за всю историю пассажирского авиастроения. На данный момент около 8 тыс. самолетов поставлено авиакомпаниям разных стран, еще около 4 тыс. заказов не закрыто. Boeing 737 используется настолько широко, что в любой момент времени в воздухе находится в среднем 1,2 тыс. самолетов 737, а каждые 5 секунд где-то в мире взлетает и садится один 737-й.
Межгосударственный авиационный комитет хотел отозвать сертификаты у двух семейств Boeing 737: Classic и Next Generation. Всего Boeing 737 объединяет четыре семейства: Original, Classic, Next Generation и MAX. Original закончили производить в 1988 году, а новейшее поколение MAX пока еще не летает и будет опробовано только в 2016-м. Средний возраст самолетов российских авиакомпаний, по подсчетам Forbes, превышает 20 лет, а иногда самолеты эксплуатируют и до 30. Поэтому можно сказать, что подавляющее количество 737-х, которые летают сейчас, как раз относятся к семействам Classic (737-300, -400, -500), производство которых началось в 1983-м и закончилось в 2000 году, и Next Generation (737-600, -700, -700ER, -800, -900, -900ER, BBJ, BBJ2), которые производятся с 1997 года и до сих пор. Самому старому "боингу" семейства Classic сейчас 33 года, самому старому Next Generation — только 16 лет.

Борьба гигантов

И если семейство Classic стало логическим продолжением Original с применением новых технологий, то 737 Next Generation стал ответом Boeing на конкуренцию со стороны на тот момент более высокотехнологичного Airbus A320 (18-летний самолет именно этой модели упал в Синае по пока неизвестным причинам). И на сегодняшний день Airbus A320 и его модификации A319 и A321 — главный конкурент Boeing 737.
Boeing и Airbus — два гиганта, которые остались одни на рынке в 1990-х. В 1997 году Boeing купил своего главного конкурента McDonnell Douglas, а другие производители (Lockheed Martin и Convair в США и British Aerospace, Fairchild Aircraft и Fokker в Европе) ушли с рынка пассажирских самолетов в результате падения спроса. И на сегодняшний день ситуация на рынке не очень поменялась:
Источник: Оценка Airbus
Крупнейшие иностранные авиакомпании в зависимости от своей стратегии выбирают между двумя производителями или же используют самолеты того и другого. И к 737 у всех отношение примерно одинаковое: его используют для рейсов внутри страны или среднемагистральных рейсов в страны неподалеку, так как изначально этот самолет и был разработан для полетов малой дальности.
Так, большая часть флота крупнейшей в мире по флоту пассажирских самолетов American Airlines состоит из Boeing 737-800, однако они используются не для трансатлантических рейсов, а для рейсов по Северной Америке на короткие и средние дистанции. China Southern Airlines использует 147 737-х также для рейсов внутри Китая и в пределах Азии, из крупнейших европейских лоукостеров — ирландская Ryanair летает только на Boeing 737 (обслуживает в основном рейсы внутри Европы).
Вторая по количеству самолетов американская авиакомпания Delta эксплуатирует только самолеты корпорации Boeing, включая и самолеты дочерней McDonnell Douglas. Однако 737-е у нее не так популярны: у авиакомпании есть 77 самолетов этой модели, которые она использует для недалеких полетов — рейсы внутри США, из США в Мексику, на Карибы и в Латинскую Америку. Lufthansa, которая делает упор на дальние дистанции, также не жалует 737-е и предпочитает закупать разные модели Airbus для международных рейсов, а во флоте Air France вообще нет 737-х.

Boeing 737 в России

Сейчас в парках российских авиакомпаний 135 самолетов Boeing 737 различных модификаций: по сути это второй по распространенности самолет после Airbus A320. Лоукостер "Победа" вообще летает только на таких самолетах. "Мы выбрали самолеты Boeing 737-800 NG, которые являются наиболее популярными и надежными пассажирскими реактивными самолетами в мире. Крупнейшие авиаперевозчики, в том числе и низкобюджетные, успешно эксплуатируют всю линейку Boeing 737", — говорится на сайте лоукостера.
Одним из крупнейших эксплуатантов была ликвидированная авиакомпания "Трансаэро", в парке перевозчика насчитывалось 47 самолетов, у "Аэрофлота" их 12, самолеты Boeing 737 есть также в парках авиакомпаний "ЮТэйр". В то же время "Россия" и "Уральские авиалинии" вообще не летают на 737-х.
Источник: данные авиакомпании
Источник: данные авиакомпании
Источник: данные авиакомпании
И хотя в прогнозе Boeing на 2014-2033 годы говорится, что российская экономика рано или поздно вернется к показателям роста и восстановится после резкого падения цен на нефть, Россия и СНГ должны занять за этот период весьма скромную долю в продажах компании — всего 3,6%. Так что даже если эксплуатацию и покупку 737-х запретят российским авиакомпаниям, это не сильно ударит по Boeing, кроме того, в 2016 году начнутся продажи новых усовершенствованных самолетов MAX, на которые пока не распространяется отзыв сертификата.  

Аварии

Всего с момента начала производства Boeing 737 в 1967 году в крушениях было потеряно около 180 авиалайнеров. В этих катастрофах погибло около 4 тыс. человек. Более сотни раз самолеты этой модели были захвачены террористами, в этих происшествиях погибли около 600 человек. Крупнейшей по числу жертв катастрофой Boeing 737 стало крушение в Мангалоре самолета индийской авиакомпании в 2010 году, который при посадке выкатился за пределы ВПП и загорелся. На борту было 166 человек, 158 из них погибли.
В России самая крупная катастрофа с Boeing 737 произошла в Перми, 14 сентября 2008 года. Boeing 737-500 российской авиакомпании "Аэрофлот-Норд" (в настоящее время — "Нордавиа") упал в черте города, на железную дорогу. В результате этого происшествия погибли все, кто находился на борту (88 человек).
Главный конкурент Boeing 737 на рынке самолетов А320 падал сравнительно реже, однако его начали производить позже, в 1988 году, тогда уже закончили производство Boeing 737 Original. Падение самолета российской компании "Когалымавиа" в Египте стало самой масштабной катастрофой, которая когда-либо происходила с самолетами такого типа. Последнее крупное крушение А320 до "Когалымавиа" произошло во французских Альпах, в немецком самолете (рейс Барселона — Дюссельдорф) погибли все 150 пассажиров из 150. Согласно официальной версии, этот самолет был намеренно разбит одним из пилотов.
Источник:

МАК и Росавиация не сошлись во мнениях

Вместе с тем до сегодняшнего дня ситуация с Boeing 737 оставалась не до конца ясной: в четверг вечером МАК опубликовал письмо об отзыве сертификата у самолетов модификаций Boeing 737 Classic и NG, однако российский представитель МАК опровергал сообщение об отзыве сертификатов самолетов этих семейств, а в компании "Боинг Россия СНГ" сообщение назвали абсурдным.
Сегодня утром в МАК пояснили, что причиной отзыва лицензии стала ситуация с расследованием крушения Boeing 737 в Казани, которое произошло 17 ноября 2013 года. Тогда самолет разбился при уходе на второй круг, резко потеряв высоту. После катастрофы Росавиация не раз высказывалась, что причиной той катастрофы мог стать отказ системы управления рулем высоты. С 2013 года длится переписка Росавиации и Федеральной авиационной администрации США (FAA), однако, согласно данным МАК, американские разработчики до сих пор не разъяснили, безопасны ли Boeing 737, на которых сейчас летают в России, или эти самолеты необходимо доработать. Запретить полеты самолетов конкретной модели может только Росавиация, однако она до сих пор этого не сделала. Именно поэтому в МАК решили поспособствовать разрешению ситуации и отозвать сертификаты на Boeing 737. В МАК проявляют "серьезную озабоченность" тем, что Росавиация долгое время заявляла о возможных серьезных недостатках этих самолетов, но до сих пор не информировала об этом авиакомпании и надзорные органы.
В результате вечером 6 ноября стало известно, что МАК отозвал письмо о приостановке действия в РФ сертификатов типа на самолеты семейства Boeing 737. Таким образом, можно рассматривать письмо МАК об отзыве сертификатов как способ привлечения внимания к этой модели и в целом к состоянию самолетов всех российских авиакомпаний. Несмотря на то что причины крушения российского самолета А321 в Египте еще не выяснены, внимание к российским самолетам после катастрофы, судя по всему, теперь будет повышенным.