Двое выпускников ИНЖЭКОНа создали бухгалтерскую фирму с оборотом 40 млн рублей

Алиса (32 года) и Александр Ильины (33 года) 11 лет назад вложили в создание бизнеса по аудиту бухгалтерских услуг меньше 300 тыс. рублей. Работать по найму им не хотелось: едва выпустившись из университета, они начали развивать свое дело и сейчас владеют компанией, годовой оборот которой составляет около 40 млн рублей.

За 11 лет компания "Эксперта", которую в 2004 году учредили двое однокурсников из ИНЖЭКОНа, оказала услуги 12,5 тыс. клиентов. Алиса и Александр получили дипломы по специальности "бухучет, анализ и аудит" и начали работать по профессии. Правда, в отличие от многих сокурсников, сразу на себя: их компания стала оказывать бухгалтерские услуги малому бизнесу.
Взяли два компьютера, сняли офис площадью 17 м2, дали объявление в "Желтые страницы" и стали ждать клиентов. Первыми заказчиками стали друзья и знакомые знакомых, а также соседи по бизнес–центру. За ними подтянулись их партнеры. Чуть позже компания начала заниматься автоматизацией чужого бизнеса, внедряя инструменты "1C". А спустя год с момента основания "Эксперты" партнеры сыграли свадьбу.

Одержимые

"Мы настолько были одержимы идеей, что у нас все должно получиться, — вспоминает Алиса, — что даже не стали устраиваться в другие компании, как часто это делают молодые предприниматели, которые долго изучают бизнес изнутри, нарабатывают опыт, базу клиентов и контактов, ищут на работе будущих подчиненных". В итоге окупить вложения (200–300 тыс. рублей) удалось за несколько месяцев, оборот за первый год составил около 2 млн рублей.
Постепенно штат компании расширился до 50 человек. К первым двум направлениям — бухгалтерскому учету и автоматизации бизнес–процессов — добавились еще кадровое делопроизводство и услуги по аренде серверов. Таким образом, "Эксперта" может заменить собой бухгалтерский, кадровый и даже IT–отдел компании–клиента. У фирмы 450 постоянных клиентов.
Услугами "Эксперты" пользуются " Русские самоцветы ", ресторан "Ять", "Хельсинкибар", Sterli Parquet, Diton. В год компания тратит не больше 1,5 млн рублей на рекламу и маркетинговые мероприятия. Это, по словам Алисы, позволяет утверждать, что большинство новых клиентов приходят к компании по рекомендации старых.
Почти 70% дохода приносит бухгалтерское сопровождение: ведение налогового учета, бухгалтерское обслуживание компании, расчет заработной платы, консультации, сдача отчетности.
Сейчас в компании работает около 25 бухгалтеров.

Кризис как вирус

Порог входа на рынок за эти 12 лет не поменялся, говорит Алиса: студент с ноутбуком все так же может начать этот бизнес, получив образование в соответствующей сфере.
"Среда и тогда была, и сейчас высококонкурентная. Но рынок поменялся в части запросов клиентов: люди хотят быстрее получать информацию, интересуются автоматизацией, стали требовательнее относиться к аутсорсу", — говорит Алиса. После обвала рубля закрылись многие небольшие фирмы и, соответственно, работавшие с ними малые бухгалтерские предприятия.
Алиса объясняет, что кризис ее компанию не пошатнул, средний чек, то есть средний заказ, — 15 тыс. рублей. Количество клиентов не сократилось, однако увеличилась длина платежей у клиентских партнеров, что, в свою очередь, сыграло на платежеспособности самих клиентов "Эксперты". В 2015 году Алиса рассчитывает на оборот около 40 млн рублей, в 2014 году он составил 37,5 млн рублей.

Бухгалтеры–роботы

Объем рынка бухгалтерских услуг Петербурга составляет, по оценкам его игроков, 2 млрд рублей в год. Официальные оценки другие: около 300 млн. Дело в том, что данные о многих компаниях не попадают в открытые источники. В городе около 500 фирм, оказывающих бухгалтерские услуги. С ними конкурируют специалисты, ведущие на дому бухгалтерию сразу нескольких компаний.
"На рынке бухгалтерских услуг Петербурга монополиста нет. Это по–прежнему разрозненный рынок небольших организаций, в каждой из которых работает не больше 10 бухгалтеров, — объясняет владелец юридической компании "Орбита–Аудит" Петр Гордеев. — За последние несколько лет на рынке появились автоматические сервисы, такие как "Мое дело" или "Точка", которые уже развились в целый сегмент и отобрали у бухгалтерских фирм самых дешевых клиентов. Сейчас наблюдается переход ИП и небольшого бизнеса на автоматические сервисы, которые можно найти в Интернете. Они отказываются от живого бухгалтера и "1С".