Сумеет ли "Национальный фронт" наконец победить на выборах во Франции

"Национальный фронт" во Франции в который уже раз демонстрирует мощный старт на выборах. Через неделю либо во французской политике произойдет эпохальное событие, либо, что также весьма вероятно, во втором туре националисты, как обычно, столь же мощно провалятся.

"Национальный фронт" под руководством Марин Ле Пен продемонстрировал впечатляющий старт на региональных выборах во Франции, прошедших в минувшие выходные. Ультраправая партия набрала 30,6%, улучшив свой результат по сравнению с прошлыми выборами почти на 20%, в семи регионах заняв первую строчку, даже в таких бедных и традиционно социалистических, как, например, в Па-де-Кале, где НФ взял 41%. Сама Марин Ле Пен с удовлетворением заявила, что "Национальный фронт" стал "партией номер один во Франции".
Партия социалистов, которую представляет действующий президент Франсуа Олланд, провалилась: если в 2010 году социалисты пришли первыми в 21 регионе из 22, то сейчас — только в трех из 13 (с тех пор во Франции перекроили карту регионов). У них лишь 22,7%, они пропустили вперед не только Ле Пен, но и коалицию более умеренных правых под водительством экс-президента Николя Саркози с 27%. У которых, впрочем, тоже лидерство всего в трех регионах, как и у социалистов.
На первый взгляд все логичным образом совпадает с прогнозами экспертов, которые предрекали рост популярности правых партий с антииммигрантской риторикой после терактов в Париже. Хотя сами социалисты рассчитывали на то, что народ сплотится вокруг власти, как это часто бывает после крупных трагедий.
В России традиционно успехи НФ и правых вообще во Франции вызывают большой интерес, так как чем правее французский политик, тем хуже он относится к международной интеграции и тем лучше — к России и к Владимиру Путину лично. Однако радоваться поклонникам детища Ле Пенов рано — хотя бы потому что пока это только первый тур выборов. Второй состоится через неделю, в нем примут участие те, кто в первом получил более 10%, то есть примерно те же самые участники. Абсолютного большинства не получил никто, и перевес "Национального фронта" на самом деле не такой и большой.
Конечно, если НФ победит на выборах, это станет для партии первым, и сразу оглушительным успехом. Но дело в том, что НФ уже не раз делал такие же впечатляющие заделы — и проваливался после. Даже на прошлых региональных выборах в 2010 году он в первом туре набрал 11,4%, а во втором — 9,17%. На выборах в Национальную ассамблею в 2012-м после 13,6% в первом туре во втором партия получила всего 3,66%, причем не смогла избраться сама Марин Ле Пен, на муниципальных выборах 2014 года — итоговые 7% (хотя в дюжине небольших городов и удалось победить). Такая картина наблюдается, на самом деле, с начала 1990-х, с тех самых пор как "Национальный фронт" вообще начал набирать хоть какие-то голоса. То есть француз мог выразить свои эмоции, но когда дело доходило до реального выбора, все-таки голосовал умом, а не сердцем.
Но картина, возможно, начинает меняться — весной 2015 года, на выборах в департаментах, НФ получил в первом туре 25,2% и во втором упустил из них лишь 3%, а в прошлом году добился успеха на выборах в Европарламент. Экзитполы говорят, что как минимум в шести регионах партия на этот раз может закрепиться на первом месте. Видимо, партии все же пошло на пользу отчисление своего основателя Жана-Мари Ле Пена — старик договорился уже до оправдания газовых камер, и это был перебор. Да и программа партии заметно полевела — там появились гарантии 35-часовой рабочей недели и предложения увеличить степень государственного регулирования везде, от тарифной политики до безопасности, с резким усилением полномочий силовых структур. С другой стороны, и конкуренты, видя рост популярности ультраправых, вносят коррективы в свои программы.
Весьма вероятно, что и в этот раз французский избиратель предпочтет более умеренного Николя Саркози. Когда дело доходит до второго тура, он обычно заявляет, что сотрудничать ни с кем, в том числе с Марин Ле Пен, не намерен — и получает голоса. Социалисты теряют поддержку, это факт, но конкуренцию между правыми центристами и ультраправыми выигрывают первые. Никаких дополнительных резервов, которые можно было бы мобилизовать ко второму туру, у "Национального фронта" нет.
Программа "Национального фронта" основана на пересмотре отношений с внешним миром, протекционизме во всех сферах и реиндустриализации страны, а также на снижении налогового бремени на малый и средний бизнес в ущерб крупному, у которого предлагается изымать 15% дохода в специальные фонды. Есть неоднозначные предложения, вроде идеи отменить социальные взносы для малоимущих — и компенсировать их введением дополнительного налога на импортные товары. Однако большинство французов, как показывают опросы, пока все-таки не горят желанием порвать с Евросоюзом и подозревают, что на практике идеи Марин Ле Пен обернутся сокращением социальных льгот, ограничениями свобод, а также дефицитом и, как следствие, ростом цен.