Как сохранить бизнес, несмотря на допущенные ошибки

Владелица компании "Кусочек счастья" Лана Казновская о том, как сохранить бизнес, несмотря на допущенные ошибки.

Когда я вспоминаю 2011 год — время начала моего бизнеса, — на ум приходит только фраза: "Безумству храбрых поем мы песню". Я совершенно не понимала, куда лезу. Какие там бизнес–планы! Мне просто нравилось делать тортики, заказов было много, я не справлялась, надо было открывать кондитерскую. Зато я считала себя такой умной: все знала, понимала, у меня все получалось!
Сейчас ясно: просто был растущий экономический цикл. Чтобы при росте экономики что–то не получилось, надо специально постараться. Кризис 2008 года прошел как–то мимо меня, на старых запасах. И получилось, что, проработав на ниве финансов 15 лет, я об экономике что–то знала только теоретически, не соизмеримо с реальной жизнью.
Когда случился первый кассовый разрыв, когда в первый раз мне начали обрывать телефон поставщики, требуя оплатить счета, когда я первый раз не могла понять, где взять денег на зарплату и аренду, стало ясно, для чего нужен бюджет, как договариваться с поставщиками, что финансы надо контролировать и что отсрочка платежей — это не только хорошо, но и плохо. Тогда же я поняла, что мне еще учиться и учиться. Но пройтись по всем граблям только предстояло.
В прошлом году, решив, что франшизными кафе покроем весь Питер и надо срочно расширять производство, мы съехали с неплохого обжитого места в торговый центр с никакой проходимостью и высокой арендой. Вбухали туда огромную кучу денег, которые я брала к тому же в долг! Потому что надеялась, что мне самой вот–вот вернут займы, которые я дала одним нехорошим людям в надежде на пассивный доход (я ж училась инвестированию). Займы мне до сих пор не вернули, а долгов я набрала немало: ремонт, оборудование, аренда и депозит, в общем, деньги было куда потратить. Через полгода мы поняли, что работать на новом месте нельзя ни по санитарным, ни по экономическим соображениям и покрывать Петербург своими кафе мы, может, и будем, но не прямо сейчас, а аренду надо платить как раз сейчас — каждый месяц. Начался шок, паника, депрессия. Но знаете, что поддерживает? То, что со всей горой ошибок мой бизнес жив! Он кормит меня и мою семью, несколько семей моих сотрудников, арендодателя и поставщиков с подрядчиками. А самое странное — моя кредитная история по–прежнему прекрасна, и кредиты мне дают.
Возможно, нам везет, или бизнес такой хороший, что выживает при самых идиотских решениях владельцев? Теперь я не жду небывалых успехов. Мы в кризисе, и дальше лучше не будет. Но мне просто хочется продолжать работать, поэтому находятся деньги, неожиданные большие заказы. Но теперешний оптимизм дорого стоит, теперь у меня все посчитано.