Не железная леди

 

Владелица собственного бизнеса, женщина–управляющий, топ–менеджер корпорации — явление для России хоть и молодое, но уже не новое. Женщины занимают руководящие посты и преуспевают, особенно в таких сферах, как торговля, медиабизнес и образование, сфера красоты, услуг, туризма и моды.

Лидер не имеет пола

Выделить в профессиональной сфере чисто "женские" сложности в работе руководителя невозможно. "Сильный характер, личная ответственность за результат, деловое чутье, высокая трудоспособность, активность, умение воодушевлять и вести за собой коллектив — это те качества, которые свойственны лидеру, неважно, мужчине или женщине", — уверена Надежда Коротовских, генеральный директор ГК "Интерсервис Групп Логистик", президент HR–ассоциации Санкт–Петербурга и Ленинградской области.
Проблемы грамотного управления командой, планирования, делегирования, принятия решений и ответственности на себя, умение держать удар — все это трудности, которые испытывают и руководители–мужчины.
Так, Светлана Рид, дизайнер собственного бренда женской одежды и владелица шоу–румов LuluRoom и Port Honfleur, говорит о серьезной трудности в должности управленца — грамотном планировании времени.
"Самая главная для меня сложность, с которой я постепенно учусь справляться, — это умение делегировать. Я жуткий перфекционист и очень ответственный человек, поэтому более–менее научилась делегировать свои дела, только когда у меня появился первый ребенок", — рассказывает Светлана Мельникова, владелица и руководитель PR–агентства UNIQUEPR.
Есть мнение, что женщина легче, чем мужчина, преодолевает трудности руководящей работы. "Она по своей природе многовекторна и многозадачна. Мужчина в среднем слишком сконцентирован на себе, на своей карьере, переживаниях, внешней оценке. Многие карьерные перипетии он склонен преувеличивать и драматизировать", — отмечает Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям бизнес–школы "ИМИСП".

Семья — главное больное место

Одной из главных психологических трудностей для женщины–босса остается необходимость совмещения семьи и работы. Стресс и перегрузки являются существенной проблемой для женщин с "двойной карьерой", совмещающих семью и управление бизнесом. "Режим работы многозадачности психологически выматывает. При этом у меня всегда должна работать установка, что я все делаю правильно, что я на верном пути", — рассказывает Юлия Рид.
В глазах общества мужчина может быть отличным семьянином и отцом семейства, по 12 часов находясь в стенах офиса. Женщин же судят гораздо строже. К тому же такое отношение рождает чувство вины и внутренний конфликт, который может повлиять на эффективность работы.
"Если говорить о совмещении семьи и работы, то самое неприятное, с чем я регулярно сталкиваюсь, — это суждение посторонних, какой должна быть работающая жена / мать / бабушка. Понятно, что занятая женщина может обеспечить быт, привлекая помощников — домработницу, няню, водителя, но всегда найдется желающий просветить, как на самом деле нужно вести дом, воспитывать детей и далее по списку. Кстати, чаще всего такие "просветители" — тоже женщины, часто с несложившейся карьерой. Лет 10 назад я достаточно остро реагировала на подобные высказывания, а сейчас стараюсь не замечать и не вступать в полемику", — рассказывает Наталья Суслова, генеральный директор коммуникационного агентства "Репутация".

It's a Man's Man's Man's

"Сегодня гендерная ситуация в вопросах управления и принятия решений практически исчерпала себя. Тем не менее еще остаются предприятия, особенно в регионах, где женщины–руководители могут испытывать определенные трудности, связанные с их принадлежностью к слабому полу", — считает Надежда Коротовских.
Так, речь идет в том числе о настороженном отношении к женщине–руководителю со стороны коллектива, о скептическом отношении со стороны коллег мужского пола, особенно преклонного возраста.
По оценкам Арины Гороховской, бизнес–тренера, автора проекта по управлению ответственностью RESPONSING, в среднем в России из 10 топ–менеджеров от двух — женщины.
"По моим наблюдениям, сегодня женщина ощущает, что она женщина в мире мужчин, уже только на топовых позициях, — рассуждает Арина Гороховская. — Быть женщиной–топ–менеджером, особенно в крупной государственной, производственной или строительной компании, — это значит быть вынужденной снова и снова доказывать свою состоятельность мужчинам–коллегам. Как профессиональную, так и личностную. Мужчина охотнее доверяет мужчине, даже и конкуренту, чем женщине".

Пробить стену недоверия

Елена Константинова, управляющая фитнес–центром "ЕвроСпорт", соглашается с тем, что из деловой практики предвзятое отношение мужчин–управленцев к женщинам–руководителям до сих пор не исчезло.
"Особенно ярко это проявляется при первых переговорах с коллегами из технической сферы, где женщина не всегда может сразу блеснуть знанием специфической терминологии. И приходится первые две–три встречи просто пробивать стену недоверия", — отмечает Елена Константинова.
По мнению Арины Гороховской, профессионализм и личностные качества женщин–управленцев ничем не уступают мужчинам, и недоверие к ним проистекает не из объективных данных, но из стереотипного мышления.
"До высших должностей добираются люди примерно одинаковых деловых и личностных качеств, с амбициями, деловой хваткой и твердым характером. Мягкие женщины без деловой хватки, хранительницы очага обычно и не рвутся в топы", — считает Арина Гороховская.

Женские штучки

Как ни странно, но скептическое отношение к женщине–боссу многие руководительницы успешно применяют в своих целях.
"С какой–то явной дискриминацией в бизнесе по гендерному признаку лично я не сталкивалась. Хотя неоднократно слышала от партнеров–мужчин, что женщине в бизнесе проще, поскольку она "может использовать свои женские штучки", — отмечает Наталья Суслова, генеральный директор коммуникационного агентства "Репутация". — Меня немного веселят такие фразы: как правило, женские хитрости срабатывают при общении с мужчинами, изначально скептически настроенными к даме.
Фактически же такие случаи — недооценка оппонента второй стороной, то есть мужчина изначально считает женщину более слабым противником, чем та успешно пользуется".
По мнению Елены Константиновой, женщина–руководитель, добиваясь каких–либо уступок от контрагентов во время переговоров, может очень эффективно применять "женские штучки".
"Ведя переговоры, скажем, о предоставлении скидки, мы можем сыграть на слабости, беспомощности, улыбаться, откровенно просить о помощи, — считает Елена Константинова. — Мужчина–руководитель не может себе позволить такого поведения никогда. А мы можем сыграть на стереотипе женской слабости. Хотя нужно всегда просчитать наперед, с кем такая тактика будет эффективна, а с кем нет".