Какие российские продукты стали популярнее на внешнем рынке за счет девальвации рубля

Девальвация рубля повысила интерес к российским продуктам на внешнем рынке. "ДП" обнаружил рост экспорта по целому ряду товарных позиций, среди которых свежая рыба, сгущенка и мука.

Несмотря на стремительное сокращение общих объемов экспорта, некоторые категории продуктов питания показывают значительный рост. Судя по данным таможни, иностранцы распробовали свежую рыбу, икру осетровых, молоко и сгущенку, пшеничную муку и горох — в деньгах объем экспорта этих товаров вырос на 20%.
Девальвация рубля сделала привлекательными и конкурентоспособными отдельные категории российских продуктов, которые при высоком качестве теперь выгодно отличаются по цене.

Точки роста

По данным Северо–Западного таможенного управления, доля продовольствия в общей структуре экспорта выросла с 5% в 2014 году до 5,8% в 2015 году. В масштабах страны доля продовольственных товаров и сельхозсырья в структуре экспорта росла еще ощутимее — с 3,8% в 2014 году до 4,7% по итогам 2015 года. Притом что в целом объем экспорта из СЗФО сократился в 2015 году на 30%, до $37 млрд, по сравнению с экспортом в 2014 году.
Рост объема экспорта свежей рыбы на 15% связан с расширением географии сбыта — через Петербург поставщики отправляют ее в Швейцарию и в Эстонию. А молоко и сгущенку — в Корею, Норвегию и Сирию, благодаря чему объем их экспорта вырос в 2015 году более чем в 3 раза. В целом Россия экспортировала сгущенки на $28,92 млн в 2015 году, это 13% от общего объема экспорта молока и молокопродуктов, подсчитали в Союзмолоко. Причем 75% российской сгущенки отвезли в Казахстан, еще 6% — на Украину, 5% — в Белоруссию.
Муки Северо–Запад экспортировал на $6,3 млн, 15 тыс. т, на 12% больше, чем в 2014 году. Мукомольный комбинат "Мельница Кирова", входящий в "АЛАДУШКИН Групп", в 2015 году нарастил объем экспорта муки и манной крупы на 38%, а отрубей — на 84% благодаря выходу в новые страны, расширению ассортимента отгружаемой на экспорт продукции и ослаблению рубля.
"Мельница Кирова" экспортирует муку в Таиланд, Израиль, Сирию, а отруби — в Южную Корею и Вьетнам, также с 2015 года компания поставляет муку в Таджикистан, Сомали и Кению.
"Интерес к российской продукции вырос благодаря господдержке экспорта и во многом из–за ослабления рубля, которое позволило конкурировать с производителями из других стран по цене и занимать свободные ниши, — говорят в компании. — Кроме того, качество российских продуктов благодаря жесткому контролю государства на порядок выше, чем в других странах".
Удается нарастить продажи и отдельным компаниям из падающих сегментов — табачного и пивоваренного. Так, ООО "Петро" (JTI) нарастило экспорт на 44,9%, до 3,6 млрд единиц продукции с 2,5 млрд в 2014 году. Как отмечают на табачной фабрике, ключевой драйвер экспорта — растущий спрос на зарубежных рынках.
Экспорт пивоваренной компании " Балтика " остался в объеме на уровне 2014 года, при этом в деньгах вырос почти на 30%, прибыль — почти в 2 раза. В этом году пивовары ожидают дальнейшего роста экспорта за счет расширения географии поставок и увеличения объемов по действующим договорам.
В целом "Балтика" нацелена на выход за пределы этнических рынков: до недавних пор основными ее потребителями были жители бывшего СССР.

Низкая база

Экспортеры в один голос говорят, что на рост продаж за рубежом позитивно влияет ослабление рубля, оно сделало российские продукты сравнительно дешевыми при их высоком качестве. Одновременно позитивно влияет и постепенное развитие пищевого производства.
"Рост по большинству перечисленных категорий товаров обусловлен эффектом низкой базы, — говорит Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК "Финам", — например, экспорт рыбы вырос более чем в 2 раза, но составил скромные 42 т, а экспорт молочной продукции возрос на порядок, но составил несущественные в масштабах экономики региона 27 т". Впрочем, если в масштабах экономики данные цифры несущественны, то для отдельно взятых компаний это успех. В целом по стране действительно идет процесс импортозамещения в сельском хозяйстве на фоне сочетания эффекта от девальвации, господдержки и эмбарго, признает эксперт.
"Само собой, сказываются более короткий инвестиционный цикл и относительно низкая капиталоемкость отрасли", — считает Тимур Нигматуллин. Со ссылкой на данные Росстата он говорит о росте агропромышленного комплекса страны на 3% в 2015 году по отношению к 2014 году, притом что промпроизводство в целом за аналогичный период сократилось на 3,4%.
Но это же импортозамещение усложняет работу на экспорт. Как признаются, например, рыбопереработчики, экспорт однозначно интересен для них и качественная российская рыба очень востребована за рубежом, но в условиях ее дефицита в России они пока сдерживают его расширение.

Привлекательная Азия

Неожиданно популярным направлением поставок у локальных производителей продуктов питания в последнее время стал Китай, его удельный вес в общем объеме экспорта вырос с 2,6% в 2014 году до 5,9% в 2015–м. По данным таможни, через петербургскую таможню в Китай поставляются заметные объемы алкоголя ($1,6 млн), жиров и масел ($17,3 млн), а также рыбы ($8,2 млн). Помимо экономических факторов тут сказывается и улучшение дипломатических отношений с этой страной. Производитель овсяного печенья КО "Любимый край" планирует до конца года выход на рынки США и Китая. Продукция завода уже продается в русских магазинах Америки, там и возникла идея адаптировать упаковку для обычных магазинов. Также "Любимый край" в рамках исследования рынка Китая уже провел дегустацию своего печенья среди китайских потребителей и представителей торговых компаний, продажи намечены на второе полугодие.
Компания "Балтика" более 10 лет работает с Китаем, это один из ключевых экспортных рынков компании в дальнем зарубежье. Производитель мясных замороженных полуфабрикатов "Петрохолод" сейчас ведет переговоры и планирует начать поставки своей продукции на рынки Китая и Израиля. Продукты из России востребованы в Китае, во–первых, из–за подешевевшего рубля, во–вторых, Россия там воспринимается как более экологичная страна, и продукты питания интересны в первую очередь, рассказывают в "Любимом крае". В–третьих, политически сегодня это интересный партнер, и деловые взаимосвязи двух стран растут.
Объемы экспортных отгрузок нашей компании в тоннах растут на 20–30% ежегодно, за 3 года продажи компании на экспорт выросли в 2 раза. "Посиделкино" мы поставляем в 13 стран мира: во все страны СНГ, Грузию, Туркмению, Израиль, Германию и США. Падение курса рубля позволило существенно увеличить в структуре экспорта продажи в страны дальнего зарубежья. Работать в Европе и США сложнее, потому что, кроме икры с водкой, не многие продукты способны вызывать положительные устойчивые ассоциации с Россией, они скорее нейтральны.
Екатерина Подовинникова
региональный менеджер КО "Любимый край" (бренд "Посиделкино")
На экспорт идет такое незначительное количество свежей рыбы, что одна–две сделки могут сильно повлиять на статистику, но глобальной тенденции по росту продаж я не вижу. Экспорт, безусловно, интересен рыбопереработчикам, но внутренний спрос сейчас не менее интересен. А вот экспорт икры — это особая история. Лет двадцать назад Россия была лидером, продавала икру дикого осетра. Сейчас практически вся черная икра, которая продается за рубежом, производится в Иране или Турции, это очень конкурентный рынок.
Максим Трало
гендиректор ГК "Карельский комбинат"
Рынок молочной продукции сезонный, и выход в страны, где сезонность "обратна" российской, поможет компаниям стабилизировать работу. Правда, мы работаем только на Петербург из–за коротких сроков хранения нашей продукции. Вопрос о том, возможен ли экспорт при дефиците на внутреннем рынке, тоже имеет ответ: для наращивания производства нужен гарантированный спрос, чем выше, тем лучше. Если говорить именно о сгущенке, то это жирный продукт, а спрос выше на маложирные продукты. Так как коровы доятся по–прежнему, жиров у производителей в избытке.
Георгий Житмарев
заместитель гендиректора Пискаревского молокозавода