Гаубицы "утечек из Панамы" расстреливают политиков прямо в их траншеях

Международные расследователи предъявили крупный доклад о махинациях в мире офшоров - в нем звучат имена множества политиков, в том числе Владимира Путина, и некоторые из них уже выглядят жертвами. Как и 100 лет назад, власти не понимают, что противопоставить оружию нового века.

Человеку, который уже известен, трудно еще раз проснуться знаменитым. Виолончелисту и близкому другу Владимира Путина Сергею Ролдугину это удалось - Международный консорциум расследовательской журналистики (ICIJ) в своем новом мощном расследовании об офшорных махинациях высокопоставленных политиков и знаменитостей утверждает, опираясь на документы, что музыкант - "хранитель" тайных офшорных компаний, через которые проходят миллиарды, связанные с окружением российского президента.
Расследование основано на утечке документов из панамской юридической компании Mossac Fonseca. ICIJ называет утечку крупнейшей в истории журналистики - речь идет о 214,5 тыс. офшоров, в документах упоминаются 12 лидеров разных стран, 128 действующих или бывших политиков и госслужащих, 29 миллиардеров из списка Forbes. В конце XIX века Панама уже стала нарицательным именем для грандиозной аферы - сейчас пришло время "второй серии".
Сергей Ролдугин, согласно документам, контролирует - скорее, номинально - несколько офшоров, связанных также с людьми из руководства банка "Россия". Они занимались подозрительными махинациями с акциями, в частности, покупая пакеты акций, а на следующий день продавая их обратно тому же лицу с прибылью по $400-500 тыс., а также принимали крупные пожертвования от компаний российских бизнесменов, таких как Алексей Мордашов, Сулейман Керимов или Аркадий Ротенберг. Иногда ролдугинские офшоры получали выгоду в результате хитрых схем, которые описаны в расследовании. В результате одной из них, например, скромный виолончелист получил 15% крупнейшего акционера "КамАЗа", с опционом на его, акционера, покупку всего за $100 тыс. Похожие схемы применялись и в отношении "АвтоВАЗа".
Это, кажется, именно то, о чем говорил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, предупреждая о готовящемся "информационном вбросе". Однако Путин оказался в солидной компании: экс-премьер Грузии Бидзина Иванишвили, президенты Украины и Аргентины Петр Порошенко и Маурисио Макри, король Саудовской Аравии Салман, родственники лидера Китая Си Цзиньпиня, азербайджанского президента Ильхама Алиева и британского премьера Дэвида Кэмерона - это неполный список тех, чьи связи с теневыми офшорными схемами раскрывают расследователи, работавшие год. Да, там, конечно, присутствуют и члены семей африканских диктаторов. И даже футбольные звезды во главе с самим Лионелем Месси. И министр экономразвития РФ Алексей Улюкаев. И много кто еще, кто по мелочи, кто по-крупному.
На этом фоне попытки Дмитрия Пескова объяснить "вброс" попыткой оказать влияние на предстоящие через 2 года президентские выборы в России выглядят, конечно, просто жалко. Сам Песков, кстати, тоже упомянут - бенефициаром офшора Carina Global Assets Ltd. с Британских Виргинских островов указана его супруга Татьяна Навка. Компания, согласно заявке, намеревалась управлять активами на сумму более $1 млн. Она, правда, в ноябре была ликвидирована.
"Мы ведем информационную войну с англосаксами", - сетовал президентский пресс-секретарь недавно. И если все же рассмотреть ситуацию в системе координат, предлагаемой Песковым, то она плачевна. Если это война, то каким же оружием воюет Кремль? В минувшую пятницу на телеканале НТВ появился разоблачительный фильм о лидере оппозиционной партии "Парнас" Михаиле Касьянове. Естественно, Касьянова обвиняют в связях с Западом, но гвоздь программы - видеосъемка развлечений экс-премьера с соратником по партии Натальей Пелевиной, находящейся сейчас под следствием. Особый акцент делается на цитирование разговоров Касьянова и Пелевиной, в которых Пелевина, не стесняясь в выражениях, критикует других оппозиционеров - Алексея Навального и особенно Илью Яшина.
То есть с одной стороны - имена, явки, пароли, сомнительные сделки на миллионы долларов с конкретными цифрами и финансовые махинации с участием людей из близкого круга Путина. С другой - какая-то Пелевина, оказывается, невысокого мнения о каком-то Яшине. Да кто расстроится от такого расследования, кроме жены Михаила Касьянова? Вряд ли даже сам Яшин. С одной стороны, нам рассказывают, как за $100 тыс. получить контрольный пакет стратегического предприятия, с другой - пережевывают 15-летней давности прозвище не самого популярного политика страны "Миша - два процента". Если это информационная война, то перед нами - информационный разгром. Впрочем, ее проигрывает далеко не один Песков.
Век назад, в начале Первой мировой войны, многие генералы и офицеры еще не понимали, что наступила новая эпоха, и плохо представляли, как на самом деле работают новые виды оружия. Кавалерийские офицеры вели гусаров с развернутыми знаменами на пулеметы, а пехотные могли положить целый полк под обстрелом гаубиц - просто потому, что никто их не учил, что делать, если пушка стреляет не прямой наводкой, а из-за леса, и зачем рыть траншеи.
Что-то подобное, кажется, наблюдается и сейчас: официальные структуры не вполне понимают, с каким оружием имеют дело и как на него реагировать. Привычные приемы - объявить все попытками дискредитации, официально опровергнуть - звучат крайне неубедительно, работают плохо или не работают вовсе. Гаубицы ICIJ и других расследователей продолжают методично перелопачивать позиции не успевших окопаться: премьер-министр Исландии Сигмундур Гунлауссон, также, как утверждают в ICIJ, замешанный в офшорных финансовых аферах, убежал от вопросов прямо с интервью и сейчас имеет все шансы получить от парламента вотум недоверия и стать первой жертвой "панамской утечки", которую обсуждают во всех странах. И занятно, что "крестного отца" оружия утечек, Эдварда Сноудена, приютила именно Россия.