Почему футбольным клубам не обязательно что-то выигрывать, чтобы много зарабатывать

Автор фото: www.globallookpress.com

Обозреватель Владислав Бачуров убедительно доказал: для того чтобы в футболе зарабатывать много денег, совсем не обязательно что-то выигрывать.

Если у кого–то и кризис, то только не у ведущих футбольных клубов Европы. Они с каждым годом все богатеют и богатеют. Растут стоимость бренда, доходы от продажи телевизионных прав и спонсорских пакетов. И репутация важнее счета на табло.
Вот неудачник Лиги чемпионов — "Манчестер Юнайтед" — не унывает. Управляющий директор, член совета директоров английского клуба Ричард Арнольд во время приезда осенью на матч против ЦСКА прочитал в Москве лекцию, в которой хвастался коммерческими успехами. Как им удается зарабатывать, ничего не выигрывая?
Основные тезисы. В клубе заказывали исследование, которое показало, что в мире насчитывается 659 млн человек, симпатизирующих "Манчестер Юнайтед".
Средняя телеаудитория одного матча равна 60 млн человек, в годовом измерении это 3 млрд. Игры клуба показывают более чем в 200 странах. Рейтинги фантастические, в прошлом сезоне в топ–10 самых рейтинговых матчей Английской премьер–лиги девять были с участием "Манчестер Юнайтед".
Так что спонсоров привлекают не столько победы, сколько популярность клуба. Поэтому Adidas заключил с "Манчестер Юнайтед" самый дорогой в истории футбола контракт с техническим спонсором — 750 млн фунтов на 10 лет, по 75 млн фунтов за год. Но Adidas внакладе тоже не останется — за этот же срок от продажи товаров с символикой планируется выручить $2,5 млрд. И этот прогноз вполне может оправдаться, ведь только в первые 3 дня продаж Adidas заработал на символике МЮ $2,3 млн — по статистике, это лучший старт продаж в истории компании. Тут замечу, что с полуфиналистом Лиги чемпионов — "Реалом" — у Adidas контракт скромнее: 31 млн фунтов на 8 лет — всего 248 млн фунтов.
Контракт с Chevrolet — титульным спонсором на футболках — для футбола тоже рекордный, $53 млн в год. Вроде бы странный контракт, ведь европейский рынок малоинтересен для Chevrolet, Арнольд объясняет так: после заключения контракта с МЮ Chevrolet впервые в своей истории вошел в топ–100 рейтинга Best Global Brands. Другой спонсор, поставщик вин, чилийская компания Concha Y Toro с маркой Casillero del Diablo (а у "Манчестер Юнайтед" прозвище "красные дьяволы") за год сотрудничества с клубом увеличила продажи в Великобритании на 52,6%.
Пивной партнер, тайский бренд Singha Beer, благодаря сотрудничеству с "Манчестер Юнайтед" сумел громко заявить о себе на мировом рынке, где продажи у них выросли втрое.
Но вернемся к клубам, которые не только зарабатывают, но еще и забивают голы.
Определились полуфиналисты Лиги чемпионов — "Реал" (Мадрид), "Бавария" (Мюнхен), "Атлетико" (Мадрид) и "Манчестер Сити". Все богатые, довольные, успешные. По выручке за прошлый год они среди самых зарабатывающих футбольных клубов в мире.
В ежегодном отчете компании Deloitte — чемпионате клубов по бизнесу — учитывается только футбольная выручка: доходы от стадиона и билетов (matchday), продажи телевизионных прав и коммерческая деятельность (спонсоры, атрибутика и т. д.).
По итогам 2015 года на первом месте мадридский "Реал". В прошлом году он заработал 577 млн евро (в 2014–м — 549,5 млн), при этом 43% — от продажи коммерческих прав, 35% — от продажа телевизионных прав, 22% — matchday. Средняя посещаемость матчей — 72 969 зрителей.
Второе место у "Барселоны" — 560,8 млн евро (в 2014–м — 484,8 млн), — бывшего обладателя Кубка Лиги чемпионов, но уступившего в среду в четвертьфинале "Атлетико". Структура доходов примерно такая же, как у "Реала", средняя посещаемость чуть выше — 77 632 зрителя. И удивительно, что не самая высокая в Европе.
На третьем месте — "Манчестер Юнайтед" (519,5 млн евро, средняя посещаемость — 75 335 зрителей). Вот пример, когда ты можешь ничего не выигрывать, но бренд все равно работает на тебя. У клуба нет проблем со спонсорами, с болельщиками во всем мире, с продажей атрибутики.
На четвертом — "Пари Сен–Жермен" (480,8 млн евро), при этом выручка от продажи коммерческих прав у французского клуба составляет 62%, а вот matchday — всего 16% (средняя посещаемость — 45 789 зрителей).
Пятая — "Бавария" — 474 млн евро, средняя посещаемость — 72 882 зрителя.
На шестом месте "Манчестер Сити" — 463,5 млн евро, 45 345 зрителей.
Далее три британских клуба — "Арсенал", "Челси", "Ливерпуль", замыкает десятку туринский "Ювентус", финалист прошлой Лиги чемпионов (в которой итальянцы заработали 89 млн евро) с 61% доходов от телевизионных прав.
А больше всего болельщиков приходит в Дортмунде поболеть за "Боруссию" — в среднем 80 423.
В двадцатке еще четыре клуба из Английской премьер–лиги: "Тоттенхэм", "Ньюкасл", "Эвертон" и "Вест Хэм" — благодаря высоким контрактам, заключенным лигой с телевидением, три итальянских клуба — "Милан", "Рома" и "Интер", немецкий "Шальке 04", испанский "Атлетико" (Мадрид).
Ни "Вольфсбурга", ни "Бенфики". Нет этих клубов и в полуфиналах. Богатые не любят чужаков за своим столом.
Нет в полуфинале Лиги чемпионов и победителя турнира — "Барселоны", но не все же выигрывать. Тем более, как мы видим, можно зарабатывать и без побед.