Акционер идет по следу денег

Структуры бывшего акционера Балтийского банка Андрея Исаева, который задолжал кредитной организации 1 млрд рублей, банкротят бывших "дочек" банка, требуя с них более 4 млрд рублей.

Миллиардер Андрей Исаев (№ 77 в Рейтинге "ДП" — 2015, стоимость активов 11 млрд рублей), бывший совладелец Балтийского банка, потерявший его в результате корпоративного конфликта с бывшим партнером Олегом Шигаевым, подал требование на сумму 3,161 млрд рублей к ОАО "Генмостстрой".
Как говорится в судебных актах арбитража, где цитировались материалы уголовного дела в отношении бывшего президента Балтийского банка Олега Шигаева, "Генмостстрой" использовался Шигаевым якобы для хищения денег Андрея Исаева: со счетов подконтрольных Исаеву компаний по признанным поддельными договорам купли–продажи ценных бумаг (просроченных векселей) были списаны сотни миллионов рублей.
Представители Андрея Исаева и Олега Шигаева отказались от комментариев. Но понятно, что таким образом Андрей Исаев пытается вернуть себе хоть часть средств, пока их не отсудил санатор банка.

Боевые инвестиции

ОАО "Генмостстрой" было создано в 2002 году акционерами Балтийского банка Андреем Исаевым и Олегом Шигаевым для инвестирования в строительные проекты. В видах деятельности у компании значится и "строительство", и "архитектурная деятельность", и "строительство дорог, мостов и тоннелей", и многое другое. Но опрошенные "ДП" участники рынка такого игрока не знают. Учитывая, что среднесписочная численность трудового коллектива у компании до 2010 года составляла два человека, а после — один, по всей видимости, занималась она исключительно финансовыми операциями. В пользу этого говорит и отчетность фирмы: в 2010 году при выручке 205 млн рублей она получила "прочие доходы" в 14,775 млрд рублей, которые сразу потратила на "прочие расходы" в 14,776 млрд рублей. В следующие годы выручка компании выросла на порядок: в 2011 году она составила 6,7 млрд рублей, в 2012 году — 19,5 млрд, в 2013 году — 12,9 млрд, в 2014 году — 14,6 млрд.
До 2014 года компания принадлежала Балтийскому банку. Теперь, по данным СПАРК, 99,99% акций "Генмостстроя" закольцованы на его "дочку" ОАО "Капиталинвестстрой". Оставшиеся 0,01% принадлежат физическому лицу. Таким образом, компанию контролирует, вероятно, именно это лицо.

Обвиняемый

Корпоративная война между Олегом Шигаевым и Андреем Исаевым, владевшими по 49,99% акций Балтийского банка, вылилась в публичную плоскость в 2013 году, когда первый оттеснил второго от управления кредитной организацией (в чем ему помог договор дарения акций в его пользу, впоследствии признанный поддельным). Борьба за управление шла в суде до лета 2014 года, когда банк, все это время терявший в среднем по 1 млрд рублей вкладов в месяц, подвергся санации и был передан на оздоровление Альфа–Банку. Санатор осенью 2014 года инициировал уголовное дело в отношении Шигаева, обнаружив признаки вывода денег: по одной из версий, Балтийский банк выдал кредиты на общую сумму 4 млрд рублей фирмам "Ижант" и "Кассиопея", а затем уступил права требования по кредитам в пользу "Генмостстроя", который и получил от них деньги "в уплату долгов". А затем уже эти деньги якобы перекочевали на счета Олега Шигаева, который в настоящее время проживает в Швейцарии. Кстати, недавно Генпрокуратура РФ сообщила, что ходатайствует об экстрадиции Шигаева в Россию. Сейчас Балтийский банк под управлением Альфа–Банка банкротит "Ижант" и "Кассиопею": в обеих введено наблюдение и поставлены лояльные банку управляющие. А те, в свою очередь, предъявляют требования к "Генмостстрою". "В каждой конкретной сделке были свои конечные получатели — Исаев и Шигаев", — сообщили в пресс–службе Балтийского банка. Впрочем, Исаев (в лице его ООО "Эскиз") признан потерпевшим по уголовному делу: как выяснилось в суде, в 2013 году с его счетов в пользу "Генмостстроя", по всей видимости, были списаны 525 млн рублей.
У нас очень много таких клиентов — крупных бизнесменов, которые подвергаются в нашей стране уголовному преследованию. Как правило, все они находятся за границей, где мы и общаемся с ними, координируя оттуда действия адвокатов в России. Эта механика обуславливает и тот факт, что сами адвокаты у нас в основном работают на аутсорсинге, а мы выполняем роль своеобразного генподрядчика по уголовно-правовой защите бизнеса. По итогам 2015 года, когда практика WCC показала кратный рост, она у нас дает почти 20% общей выручки фирмы.
Егор Носков
Управляющий Партнер "Дювернуа Лигал"