Что мешает Петербургу привлекать инвестиции

Политолог и экономист, директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев рассказал "ДП" о "неразыгранных картах" петербургской экономики, которые могут помочь привлечь поток инвестиций в город, несмотря на кризис.

К сожалению, промышленное производство в Петербурге в нынешний кризис упало намного больше и по сравнению со среднероссийским показателем, и по сравнению с Ленинградской областью. (По данным "Петростата" и Росстата, индекс промышленного производства в Петербурге снизился на 7,3% в 2015 году, ИИП Ленобласти — на 0,9%, в целом по России — на 3,4%. — Ред.). Это, конечно, показатель достаточно плохой. Ситуация в экономике по стране в целом стабилизируется, и экономика Петербурга тоже начала восстанавливаться. (По итогам I квартала ИПП в Петербурге вырос почти на 2%/ — Ред.). У Петербурга невероятно большой потенциал, однако он не реализуется.
С моей точки зрения, главное для Санкт-Петербурга сейчас — это туристический кластер, особенно на фоне девальвации рубля. Кто бы что ни говорил, но Москва после девальвации декабря 2014 года серьезно нарастила поток туристов. Более того, сейчас туристы стали ездить не только, скажем, в Сочи (Олимпиада — лучший пиар), но и в более отдаленные города — едут в Тобольск и на Байкал. Петербург близок к границе с Евросоюзом, но все-таки пока лидерами по потоку называют Москву и Сибирь.
Вместе с тем в Советское время именно Петербург наряду с Прибалтикой были одними из самых привлекательных для иностранных туристов мест назначения. Понятно, что тогда туристов было намного меньше, но все-таки сейчас эта карта Петербургом не разыграна. Поток виден даже визуально. Я остановился в гостинице "Азимут": помню, когда приезжал несколько лет назад, в холле на первом этаже всегда было много людей: они проводили деловые встречи, что-то обсуждали, стоял гул голосов. Сегодня же я обнаружил, что там сидел только один человек — кажется, это был финн, грустный, одинокий. Такого быть не должно.
Еще одна нереализованная возможность — фондовый рынок. Мы все знаем, что есть "Норильский Никель" и "Роснефть" — крупнейшие российские компании. Но есть же еще средние малые предприятия — они вполне могли бы использовать фондовый рынок для собственного развития. Но у нас пока рынок ценных бумаг — либо игрушка для международных спекулянтов, либо экзотика. Когда-то в Петербурге были свои фишки: "Северо-Западный Телеком", "Ленэнерго"… Банки когда-то были: тот же банк "Санкт-Петербург" считался практичной фишкой, а сейчас торгуется за треть капитала. Для развивающегося рынка для такого банка нормально торговаться как минимум за два капитала. Соответственно, если раскрутить капитализацию своих компаний, это автоматом привлечет инвестиции.
Ну и конечно, сейчас привлечение инвестиций — это по большей части пиар. Господин Собянин в Москве и его помощники по сто раз в день говорят: "Мы привлекаем инвестиции", "Инвестиционный климат улучшается", "Инвесторы вкладываются в московские проекты", "Приходите" и т. д. Все время проходят какие-то конференции, встречи инвесторов, их действительно много. В Казани также, в Астане. Плюс косвенно этому помогают различные спортивные мероприятия. Надо понимать, что многие развивающиеся рынки не имеют того потенциала, о котором говорят в пиар-компаниях. К примеру, в той же Бразилии, о которой сейчас часто говорят инвесторы, крайне высокий уровень криминала.
Почти все люди, которые принимают решения, сегодня смотрят на мир через экраны компьютеров. Местных инвестиций Петербургу давно уже недостаточно: модель, когда инвесторы знают владельцев лично, осталась в 90-х. Если же иностранные инвесторы читают о том, что спад производства в Петербурге намного больше, чем в России, что здесь плохой деловой климат, коррупция, то вкладывать деньги в городские проекты у них действительно не возникает желания. Я не имею в виду замалчивание: необходимо увеличение количества хороших новостей, создание позитивного фона, это большая работа. Я уже не говорю про Москву, но даже Казань или Минск сейчас производят впечатление намного более зажиточных городов.
Есть такой анекдот: встречаются крыса и морская свинка. Крыса говорит: "Слушай, морская свинка, мы же с тобой похожи, но тебя кормят бесплатно, холят и лелеют, а меня ядом травят, бьют. Почему так?" "Понимаешь, — говорит морская свинка, — у тебя пиар плохой". Это вопрос именно восприятия. Этот же принцип в условиях глобализации распространяется и на инвестиции.