Смольный рассматривает туризм как экономически важную отрасль

Автор фото: Архив ДП

Смольный будет делать ставку на туризм как на стратегически важную отрасль. Сейчас поток гостей Петербурга и прибыль предпринимателей растут, а доходы казны — нет.

Резкий рост въездного туристического потока заставил петербургских чиновников пересмотреть отношение к этой отрасли. Смольный будет делать на нее ставку как на один из основных источников пополнения бюджета. Власти планируют включить туризм в экономический блок администрации Петербурга. Это означает, что чиновники нацелены на увеличение доли туризма в пополнении городского бюджета. В последние годы эта доля застряла на уровне 10% от доходов (для сравнения: в Лондоне — 40%, в Париже — около 60%).
Сейчас туризм в Петербурге относится к сфере культуры, как и на федеральном уровне: Федеральное агентство по туризму входит в состав Минкульта РФ. Комитет по туризму (КТ) Петербурга через месяц представит стратегию развития этого направления с учетом нового курса.

Выйти из тени

О планах по смене туристических приоритетов сообщила исполняющая обязанности председателя комитета по развитию туризма Нана Гвичия. Деталей этого нововведения она не уточнила, предложив дождаться назначения нового главы КТ. Напомним, прежний руководитель, Виктор Кононов, в конце мая покинул пост, не проработав на нем и 2 месяцев. На его место прочат топ–менеджера St.Peter Line Андрея Мушкарева.
"Возможно, туризм будет рассматриваться не в рамках сферы культуры, как сейчас, а в рамках экономики. Потому что туризм сегодня — стратегическое направление развития Петербурга, это вклад в экономику как региона, так и страны", — заявила Нана Гвичия.
Включение туризма в экономический блок администрации будет означать, что власти должны будут устанавливать целевые показатели для бизнес–направлений, связанных с туризмом. Программы развития транспорта, гостиничной инфраструктуры, общепита, сферы развлечений придется разрабатывать с учетом туристической экономики.
Многие направления бизнеса, ориентированные на гостей города, непрозрачны. Это, например, изготовление и продажа сувениров, работа гидов, переводчиков, экскурсоводов и другие сферы. Чтобы увеличить доходы бюджета, властям придется вывести эти виды бизнеса из тени.
Экономический блок в петербургской администрации курирует вице–губернатор Сергей Мовчан. Получить его комментарий не удалось.
"Туризм — это, безусловно, важнейшая отрасль экономики. Но и отрывать ее от культуры нельзя. Особенно в Петербурге — культурной столице России", — считает директор по продажам и маркетингу St.Peter Line Андрей Мушкарев — главный кандидат на пост руководителя КТ.

Туризму не везет

Причиной того, что Смольный изменил отношение к туризму, участники рынка считают рост въездного турпотока. По официальной статистике, он увеличился за 3 года на 14%, до 6,5 млн человек, из которых 2,8 млн — иностранцы. В 2015 году город посетило на 3% больше гостей, чем в 2014–м.
Причем эти данные учитывают только тех гостей, которые указывают именно туризм целью своего посещения. "Резко вырос индивидуальный туризм. Это прежде всего россияне из регионов. Они предпочитают приезжать самостоятельно, не покупая пакетные туры", — отмечает руководитель направления приема в Петербурге компании "Вест тревел" Вячеслав Желтов. По оценкам экспертов, реальное увеличение турпотока из России составило 20–30%.
Но доля туризма в структуре доходов Петербурга не увеличивается и уже несколько лет составляет 10% (44 млрд рублей по итогам 2015 года).
Туризму в Петербурге вообще не везет, сокрушается глава управляющей компании Cronwell Management Алексей Мусакин. "Его то к ведомству внешних связей относят, то к культуре, то вводят в структуру комитета по инвестициям. А последние пару лет, когда выделили в отдельный комитет, туризмом, по сути, вообще не занимались. Если наконец в комитет придет человек дела и туризм признают экономически значимой отраслью, можно это только приветствовать", — говорит он.

Нужен авиатранзит

Стратегия, которую КТ через месяц выставит на общественное обсуждение, будет включать два крупных направления — гостиничное и транспортное. Гости сталкиваются с транспортными проблемами еще на этапе планирования посещения Петербурга. Например, турпоток из Китая, выросший за 2 года на 200%, мог бы быть еще больше (минимум в 2 раза, говорят эксперты), если увеличить число прямых рейсов из Китая в Пулково. Они появились в этом году, но самолеты в Китай летают крайне редко, признает президент инвесткомпании "Корона" Кюри Усманов.
С внутренним транспортом тоже проблемы. Так, возможности местных водных перевозчиков сильно ограничены из–за крайней изношенности парка судов, поясняет директор по развитию компании "Астра–Марин" Михаил Кузнецов.
Чтобы нарастить долю трансферных пассажиров, "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково) давно просят у правительства РФ так называемую "пятую свободу воздуха". Это позволит привлечь больше иностранных авиакомпаний, чтобы перевозить пассажиров, например, из Европы в Азию через Петербург. Так, Korean Air выражала заинтересованность летать по маршрутам Сеул — Петербург — Киев и Сеул — Петербург — Осло.
В 2014 году "пятую свободу" получили аэропорты Сочи, Калининграда, эта преференция действует во Владивостоке.
Стимулом для увеличения притока иностранных туристов в Петербург могло бы стать также упрощение визового режима. В частности, введение 72–часового безвизового пребывания в России для иностранных граждан, прибывающих в страну воздушным транспортом, как это сделано для круизных туристов, прибывающих на океанских лайнерах. В итоге, по оценке ВВСС, городская туриндустрия получила бы $1 млрд дополнительного дохода в год и увеличила пассажиропоток Пулково на 1 млн человек.

Запад и Восток

Петербург оказался не готов к изменению структуры турпотока за последние 2 года: сократилась доля туристов из США и Европы, зато выросло число гостей из Азии и Латинской Америки. "Это специфические клиенты: едят только в национальных ресторанах, их культура питания очень отличается от привычной нам европейской", — комментирует ресторатор Александр Затуливетров.
Многие отельеры тоже не могут привыкнуть к новым гостям. "После индийцев в номерах не выветривается запах приправ, которые они используют. А китайцы чуть ли не со своими электроплитками приезжают. Многие европейцы и американцы не в восторге от подобного соседства. Затраты на приведение номеров в порядок съедают все доходы, которые они приносят", — говорит один из отельеров.
Отельеры сходятся на мысли, что городу нужны большие дешевые гостиницы, где гости из разных стран не будут мешать друг другу. Но из–за кризиса привлечь инвестиции в строительство отелей крайне сложно. КТ обещает помочь: изменить порядок присвоения статуса стратегического инвестора и наделять им не только компании, которые строят гостиницы на свободных участках, но и тех, кто реконструирует существующие здания под гостиницы.
Особое внимание власти будут уделять недорогим отелям. Именно они сейчас закрывают спрос китайских, латиноамериканских и российских туристов на гостиницы категории две–три звезды. Если Госдума утвердит инициативу депутата Галины Хованской о запрете размещения отелей в жилых домах, в городе возникнет острая нехватка недорогих номеров.
Однако участники рынка настроены скептически. "Главное, что нужно для строительства гостиниц, — дешевые и длинные кредиты. А их в стране нет", — говорит гeнеральный управляющий и совладелец отеля Helvetia Юнис Теймурханлы.
Если за развитие туризма в Петербурге будет отвечать экономический блок администрации, думаю, направления бизнеса, связанные с туризмом, выиграют — город будет выстраивать в отношении туризма более здравую экономическую политику. Чтобы турбизнес развивался, прежде всего ему нужно не мешать, сократить количество всевозможных проверок. Что касается ресторанного бизнеса, было бы неплохо, если бы власти облегчили процедуру согласования размещения летних веранд. Веранды привлекают посетителей, увеличивают возможности ресторанов по приему клиентов.
Евгений Гуревич
вице–президент ХК "Адамант"
Вопрос привлечения авиатуристов за счет введения 72–часового безвизового режима непростой, поэтому он так долго обсуждается. И пока многие проблемы не решены. Например, гости, прибывающие морским путем, как правило, живут на лайнере, за них отвечает принимающая сторона. А воздушные туристы разбредаются по городу, принимающая сторона есть не всегда. С кого спрашивать в случае чего? Что делать с туристом, задержавшимся в стране более чем 72 часа? Кто купит обратный билет, если у него денег нет?
Ирина Чистякова
Замначальника Отдела по вопросам реадмиссии и депортации иностранных граждан Управления ФМС РФ по СПб и Ленобласти
Накануне прошлого лета мы отметили беспрецедентный рост интереса к российским направлениям со стороны европейцев. В этом же году, несмотря на еще более дешевый рубль, спрос на поездки несколько снизился. В иностранных СМИ Россия регулярно фигурирует в рейтингах стран, привлекательных с точки зрения бюджетных путешествий. Однако непростой процесс получения визы, события на международной политической арене и недостаточно высокий уровень туристического сервиса не позволяют в полной мере реализовать туристический потенциал отечественных направлений.
Филипп Бринкманн
генеральный директор онлайн–агентства путешествий Tripsta
Промышленная авиация — угасающая отрасль, и наша компания переориентируется на гражданский рынок. Спрос на внутрирегиональные туристические перевозки в масштабах Северо–Запада есть. Этот сегмент может стать весьма доходным, если город обратит на него внимание. В Петербурге, по сути, единственный аэропорт — Пулково. Его услуги по аэропортовому обслуживанию слишком дороги для небольших компаний. И инфраструктура Пулково ориентирована на крупные самолеты. Нужно развивать инфраструктуру и для малой авиации.
Сергей Дранник
генеральный директор компании "Промышленная авиация"