Стоит ли искать политику за фанатскими беспорядками в Марселе

Российские футбольные фанаты наконец заставили говорить о себе Европу: после беспорядков, учиненных в Марселе до, во время и после матча с Англией, они попали в центр обсуждения. Политический подтекст тут, впрочем, маловероятен.

Французские власти начинают депортировать некоторых российских болельщиков. Больше всех, понятное дело, стараются британские СМИ, где нет недостатка в призывах наказать Россию вплоть до бойкота чемпионата мира 2018 года или даже отбирания у России этого ЧМ. У британцев это просто больная мозоль: они не прекращают жаловаться на Россию по любому поводу с тех самых пор, как они уступили в споре за право его проведения. Куда занятней то, что в самой России многие усматривают в марсельских событиях политику.
Одни, к примеру, полагают, что не просто так французы 2 дня терпели выходки британских фанатов, а вмешались только тогда, когда прибыли и устроили массовое нападение на англичан — россияне. В этом патриоты читают классический подтекст "русских людей обижают". Другие подозревают во всем, конечно же, руку Кремля, притащившего в Марсель специально обученных людей для избиения неповинных англичан. Даже сложно сказать, какая версия глупее; притом что действительно можно найти отдельные аргументы в пользу той или иной версии (например, РФС действительно привез во Францию бесплатный чартер с фанатами), они только исказят картину.
Разбираться, кто в кого первым кинул монету или стакан, чем сейчас с удовольствием занимаются официальные фанклубы, — дело и вовсе неблагодарное. Даже два человека, находившиеся в одном и том же месте в одно и то же время, в таких случаях расскажут две разные истории, причем оба будут уверены в своих словах. Это, в общем, и значения большого не имеет.
Когда герметичный мир фанатов являет себя миру, это каждый раз вызывает какой-то новый шок, хотя на самом деле происходят вполне стандартные вещи. Идея футбольного фанатизма, точнее сказать, хулиганизма, вообще сводится к физической победе над соперником, и чем круче соперник, тем славнее победа. Англичане — люди в околофутбольном мире легендарные, и побить их — значит войти в историю. Если попадутся не совсем "те" англичане, разбираться особенно никто не будет, потому что игровые дни коротки, а  когда еще в одной группе выпадет играть. Атаковать на трибуне — почетно вдвойне. Ровно то же самое было на Евро-2012 в Польше — репутация поляков превосходит в этом смысле английскую.
Тем более что играть выпало в Марселе, а каждый знает, что это город иммигрантов. Слетать в Марсель для среднего члена топ-группировки фанатов — невеликая проблема. Когда полицейские чины сейчас говорят о том, что атаки российских фанатов были спланированными и организованными, непонятно, что вызывает их удивление. Конечно, к этому дню готовились с того дня, как жеребьевка свела Англию и Россию, и именно в Марселе.
В определенном смысле политические факторы здесь присутствовали — заявить о себе круче во Франции, чем в Польше, и гораздо ярче получается, когда беспорядки устраиваются на фоне а) сильного охлаждения отношений с Европой, б) террористической опасности. Чем враждебнее общая атмосфера, тем больше адреналина, тем более что полиция во многом отвлекается на обеспечение безопасности.
Разница в реакции полицейских объясняется разницей в организации драк вероятней, чем политикой. Как ни парадоксально, но просто толпу со стихийно вспыхивающими драками и инцидентами стражи порядка готовы терпеть довольно долго. В таких случаях арестовывают зачинщиков, но устраивать тотальные репрессии считается неадекватным, а также рискованным — это как раз и может спровоцировать массовые беспорядки. Другое дело организованные действия, они вызывают реакцию на более высоком уровне, чем вмешательство riot police.
УЕФА в итоге объявила об условной дисквалификации России в случае повторения беспорядков на стадионе — но это за атаку англичан на трибуне. Для УЕФА это все же вопиющий случай, потому что стадион — это зона ее ответственности, а не полиции.
Нельзя, впрочем, сказать, что англичанам все сходит с рук — накануне несколько человек получили сроки до 5 месяцев, им также запрещен въезд во Францию на 2 года. Англия получила такое же предупреждение от УЕФА, как и Россия. В тот же день приговорили к кратковременному заключению австрийца и француза, и британские СМИ, кстати, возмущаются тем, что в суде не было ни одного русского. Там тоже люди обидчивые сидят. Хотя, например, легенда английского футбола Гари Линекер назвал поведение соотечественников в Марселе "позором для страны".