ПМЭФ: как Набиуллина, Силуанов и Кудрин спорили о реформировании экономики

Третий год в России снижается уровень жизни населения, больше 3 лет на экономических форумах говорят о том, что без структурных реформ экономика расти не сможет. Из выступлений на ПМЭФ-2016 у корреспондента dp.ru Александра Пирожкова сложилось ощущение, что реформ не будет, пока население окончательно не обнищает.

Дискуссия под названием «Макроэкономическая политика: стратегия действий» началась сегодня утром привычно. Ее участники — Эльвира Набиуллина, председатель Банка России, Антон Силуанов, министр финансов РФ, — говорили примерно то же, что и в прошлом году: о том, что стране необходимы стратегические шаги для перехода к долгосрочному росту, но пока слишком много внимания отнимают тактические задачи типа балансирования бюджета и борьбы с высокой инфляцией. Из их речей было понятно, что радикальных действий для изменения траектории движения экономики от их ведомств точно ждать не стоит, эти действия должен предпринять кто-то другой.
Алексей Кудрин, председатель совета фонда «Центр стратегических разработок» и заместитель председателя Экономического совета при президенте РФ, отметил, что, в отличие от предыдущих кризисов, 1998 и 2008 годов, когда реальные доходы населения падали хоть и сильно, но недолго, всего по 1 году, теперь уровень жизни снижается третий год подряд. Кудрин назвал этот факт новым вызовом для страны и стимулом что-то изменить. Однако позже сам признал, что стимул этот пока слишком слаб, чтобы побудить власти к серьезным реформам.

В поисках баланса

Эльвира Набиуллина, отвечая на вопрос о стратегических целях ЦБ и его действиях, напомнила о расчистке банковской системы от нескольких сотен слабых и нечистых на руку игроков, которая позволила сделать финансовый рынок в целом более устойчивым и подготовленным для обеспечения роста экономики. Банк России, по ее словам, намерен продолжать эту работу, пока не сочтет задачу выполненной.
Кроме того, она напомнила и о целевом уровне инфляции в 4%, для достижения которого регулятор намерен придерживаться жесткой кредитно-денежной политики, в частности сохранять ключевую ставку выше инфляции. По мнению Набиуллиной, для ЦБ борьба с инфляцией — не проявление упрямства, а решение самой что ни на есть стратегической задачи: создать условия для инвестиционного роста экономики. Регулятор мог бы быть не таким жестким, если бы не слишком мягкая бюджетная политика, заявила она, передав тем самым пас главе Минфина.
Антон Силуанов, в свою очередь, оправдал высокий бюджетный дефицит, который по плану на 2016 год составит 3%, а по факту за истекшую часть года находится еще выше, тем, что для населения и бизнеса очень важна стабильность, а, стало быть, резко уменьшить расходы в соответствии с упавшими доходами государство позволить себе не может. По мнению главы Минфина, для роста экономики нужно не повышение бюджетных трат (что заставит ЦБ дополнительно закрутить гайки на денежном рынке), а создание комфортных условий для бизнеса. Таким образом, Антон Силуанов дал понять, что и его ведомство, наряду с Центробанком, делает все, что в его силах, для поддержания стабильности в обществе, а подталкивать экономику к росту должен кто-то еще.

Хрупкий каркас

Алексей Кудрин сравнил российскую экономику с организмом, который выглядел сильным в период высоких нефтяных цен благодаря крепкому нефтяному скелету. Но с падением цен на углеводороды этот нефтяной каркас ослаб, и выяснилось, что мышцы у организма слабые, поддерживать устойчивость они не могут. Мышцами в данном контексте выступают институты государственного управления.
Кудрин признал большое значение борьбы ЦБ с инфляцией для стимулирования инвестиций. «Нельзя с инфляцией 7-8% соревноваться в темпах экономического роста с Китаем и США, в которых инфляция в разы ниже», — заявил он. Однако одной этой борьбой ограничиться не получится. Вообще, по словам Кудрина, невозможно придумать одну эффективную меру, которая развернет экономику к росту. Нужен набор таких мер, причем в разных отраслях.
В частности, по мнению Кудрина, нужно научиться правильно инвестировать, чтобы каждое новое рабочее место, созданное за счет инвестиций, было производительнее предыдущего. Но еще важнее добиться снижения неопределенности в государственной политике, чтобы бизнес не боялся инвестировать.

В Питере — ныть

О том, чего именно боится бизнес, весьма красноречиво рассказал бизнес-омбудсмен Борис Титов, чье выступление стало одним из самых пессимистичных на прошедшем вчера в Петербурге Российском форуме малого и среднего бизнеса. По его словам, он в последнее время много ездит по стране, встречаясь с местными предпринимателями, и настроение у них примерно одинаковое: еще чуть-чуть, и их бизнес умрет под давлением ставшего огромным административного пресса. Недавний опрос предпринимателей, рассказал Борис Титов, показал, что 64% жалуются на увеличение количества проверок. Многие жалуются на непомерные штрафы, которые различные ведомства стали накладывать за самые незначительные нарушения. К примеру, одного из предпринимателей, владеющего магазином в 100 м2 не в самом богатом городе, Чебоксарах, оштрафовали на полмиллиона рублей за неправильно установленную дверь, которая до этого служила ему исправно многие годы.
Не меньше вопросов, чем штрафы, у предпринимателей вызывают, по словам омбудсмена, и другие решения властей — вроде появления системы сборов с грузового транспорта «Платон», требования по установке новых контрольно-кассовых терминалов и законопроекта о запрете хостелов.

Ловушка средних доходов

Отсутствие давно назревших реформ косвенно объяснил все тот же Алексей Кудрин. Он привел данные о росте зарплат и ВВП на душу населения — в начале 2000-х годов и сегодня. Лет пятнадцать назад средняя зарплата составляла $70 в месяц, а ВВП на душу населения — $4 тыс. в год. Через 10 лет эти цифры выросли до $500 и $20 тыс. соответственно, и сейчас, несмотря на снижение нефтяных цен и экспортных доходов страны втрое, остались примерно на тех же уровнях. «Мы в ловушке среднего уровня доходов», — констатировал Кудрин.
Ловушкой среднего уровня доходов называют ситуации, когда страна, которая достигает определенного дохода на душу населения, теряет возможности для роста экономики. Она становится неконкурентоспособной как по сравнению с более бедными странами, где рабочая сила дешевле, так и по сравнению с развитыми, где постоянно внедряются инновации. Если такая страна, к примеру Россия, оказывается неспособной повышать свою эффективность за счет внедрения инноваций, для перехода к росту ей предстоит сначала пережить обвальное снижение доходов населения, чтобы вновь получить преимущество дешевой рабочей силы.
«Сейчас стимулов для новых серьезных шагов у России нет», — заключил Алексей Кудрин.