Глава холдинга "Эталон" Вячеслав Заренков увлекся сценой — строит театр и пишет пьесы

Автор фото: Ковалев Петр
Президент, председатель совета директоров Etalon Group Вячеслав Заренков.

Глава и крупнейший совладелец холдинга "Эталон" Вячеслав Заренков увлекся театром. Причем не только как зритель. Он строит театр у Московских ворот. Объем вложений — 700-800 млн рублей. Кроме того, девелопер владеет 50% театра "Килизэ", который займет будущую площадку. Заренков также руководит этим театром и пишет сценарии и либретто.

Глава и совладелец холдинга "Эталон" Вячеслав Заренков строит новый театр у Московских ворот. Он расположится на территории бывшего Вагоноремонтного завода имени Егорова ("Вагонмаш"), где девелопер возводит жилой комплекс "Московские ворота" на 200 тыс. м2 недвижимости.
До сих пор "Эталон" сообщал, что в составе ЖК предусмотрены помимо жилья кафе, магазины, аптеки, химчистки, салоны красоты, отделения банков, помещение для семейного врача, школа и детский сад с бассейном. "Да, в составе этого комплекса будет театр. Сейчас готов его проект, но пока не урегулированы имущественные вопросы с множеством собственников, которые появились на территории завода в перестроечное время. Как только эти вопросы будут решены, начнется строительство театра", — рассказал Михаил Крылов, художественный руководитель театра "Килизэ", который займет новую площадку.
Глава театра "Килизэ" и автор сценариев и либретто для его постановок — Вячеслав Заренков. Он же выступит основным инвестором. Будут ли привлекаться другие инвесторы, ни в театре, ни в "Эталоне" не сообщили.
Новый театр будет рассчитан на 700 мест, общая площадь — 7 тыс. м2. Его сцена сможет трансформироваться в зависимости от того, какие представления будут проходить в зале: драматические постановки, концерты, классический балет, для которого требуется оркестр, соответственно, нужна оркестровая яма и т.д. "Можно будет расширять сцену для драматических спектаклей, делать пол одного уровня — и в зрительном зале, и на сцене, чтобы проводить, например, балы. Кроме того, в театре предусмотрено выставочное пространство. Мы уже готовим программу для новой сцены, ставим балет", — говорит Михаил Крылов.
По его словам, это будет не антрепризный театр, а репертуарный, с постоянным штатом актеров. Здесь же будут функционировать детские кружки и студии.
"При строительстве здания театра 700-800 млн рублей инвестиций будет недостаточно. Но поскольку под театр приспособят одно из зданий "Вагонмаша", охраняемых КГИОП и не подлежащих сносу, то такой объем инвестиций выглядит реалистично", — комментирует Денис Цытрин, управляющий директор Facility Management.
Учитывая небольшую вместимость театра и узкую целевую аудиторию, окупать проект придется долго, предполагает он. Маленькие площади не подходят для проведения большого числа концертов и прочих мероприятий. Возможно, девелопер планирует этот проект как сугубо имиджевый, говорит Цытрин.
Сейчас представления театра "Килизэ" (он был создан в 2013 году, 50% в нем принадлежит Вячеславу Заренкову) проходят на малой сцене, в качестве которой выступает площадка одного из ЖК "Эталона" — "Золотой гавани" (Приморский пр., 137, корп. 1). После открытия новой площадки около Московских ворот малая сцена "Килизэ" продолжит работать.
Это известный в городе объект — вращающиеся 23-24-й этажи в высотке, которую "Эталон" пытался продать еще до того, как было завершено строительство этого ЖК. Но неудачно.
В 2011 году компания "ЛенСпецСМУ" (входит в холдинг "Эталон"), которая строила "Золотую гавань", пыталась продать те помещения, где сейчас обитает "Килизэ". На торги через Российский аукционный дом было выставлено 11 помещений на высоте 75 м, общая площадь — 1,52 тыс. м2, со стартовой ценой 101 млн рублей. Застройщик полагал, что объект оптимально подходит для размещения ресторана высокой кухни: окна в помещениях панорамные, а сами верхние этажи вращаются вокруг своей оси.
Специально для нужд ресторана в жилом комплексе предусмотрены вестибюль на первом этаже, два грузопассажирских лифта и три подъемника для кухни, а также панорамные лифты для посетителей.
Однако покупателей так и не нашлось. Эксперты объясняли это специфичностью объекта: затраты на его эксплуатацию раза в полтора выше, чем у обычных ресторанов, — из-за большой высоты и необходимости содержать поворотные механизмы. Кроме того, отмечали аналитики из компании ASTERA, наиболее ходовые помещения для ресторанов высокого уровня — не более 500 м2. "А в данном случае возможно лишь единое использование всего объема, о субаренде не может быть речи. Поэтому новому собственнику пришлось бы продумать концепцию, чтобы сделать ресторан успешным", — отмечали эксперты.
До сих пор в Петербурге не было прецедентов размещения театра в жилом комплексе. Да и включение театра в состав объекта коммерческой недвижимости вызывает у экспертов большие вопросы. Например, комик-труппа "Лицедеи", для которой были предусмотрены помещения в МФК "Толстой сквер" на ул. Льва Толстого, 9, несколько лет судилась с собственником комплекса ("И-Инвестор"), который отказывался продлевать договор аренды с театром. Два года артисты не могли попасть в здание, пока в июле 2015-го Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу не обязало владельца здания заключить с "Лицедеями" договор.
История началась, когда в 2002 году Смольный обещал, что инвестор, который будет возводить МФК на ул. Льва Толстого, передаст клоунам помещения в составе комплекса. Инвестора освободили от выплат на развитие инфраструктуры, он открыл МФК в 2008 году, но площадку "Лицедеям" не передал. Владелец расценивал театр как обременение и считал, что предназначенные для артистов площади можно было бы использовать с большей выгодой. Театру пришлось арендовать помещения.