"Орими Трейд" вложит до 7 млрд рублей в строительство кофейной фабрики в Ленобласти

Автор фото: Коллаж "ДП": Александр Саверкин/ТАСС, Валентин Беликов
Сергей Касьяненко (слева) и Александр Евневич

ГК "Орими Трэйд" Александра Евневича и Сергея Касьяненко локализует производство растворимого кофе в России. Компания вложит до 7 млрд рублей в строительство нового предприятия в индустриальном парке "Уткина заводь".

Группа компаний "Орими Трэйд" построит производство растворимого кофе в Ленобласти, сообщили сразу несколько источников в органах власти региона и на рынке. Для этого компания выкупила 7 га земли в индустриальном парке "Уткина заводь", по оценкам брокеров, сумма сделки могла составить около 200 млн рублей. Строительство начнется в 2017 году, завершится в 2019 году, рассказывают собеседники. По их данным, мощности производства составят примерно 4 тыс. т в год.
В ГК "Орими Трэйд" от комментариев отказались. Объем инвестиций в такой проект, по оценкам ХК "ФИНАМ", может составить 5–7 млрд рублей.

Уверенное наращивание

"Орими Трэйд" подконтрольно бизнесмену Александру Евневичу (19–е место в Рейтинге миллиардеров — 2016 с 46,1 млрд рублей) и Сергею Касьяненко (39–е место в Рейтинге миллиардеров — 2016 с 27,55 млрд рублей). Оборот "Орими Трэйд", по СПАРК, составил за 2015 год 37,7 млрд рублей. Компания производит чай под марками Greenfield, TESS, "Принцесса Нури", "Принцесса Ява", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита", кофе "Жокей" и Jardin. Продукция поставляется на внутренний рынок и экспортируется.
ГК "Орими Трэйд" владеет двумя производственными площадками — в Ленобласти в поселке им. Свердлова и в Петербурге на пр. Большевиков. На этих фабриках производится только обжаренный кофе, а также происходит расфасовка растворимого кофе, закупаемого за рубежом. Объем производства чая и кофе — 90 тыс. т в год. У компании также был завод на Украине, но сейчас, по СПАРК, им владеют гражданин Украины Олексий Дубровский и кипрская Pimekco Limited. Источники "ДП" предполагают, что этот актив по–прежнему контролирует "Орими", а смена собственников потребовалась из–за политической конъюнктуры.
Новое предприятие в Ленобласти позволит компании локализовать производство в России и отказаться от закупок растворимого кофе за рубежом. Проект станет одним из крупнейших в пищевой промышленности региона за последние несколько лет, отмечает заместитель председателя правительства Ленобласти по АПК Сергей Яхнюк. По его словам, компания получит субсидии и льготы.
Как сообщили в комитете экономического развития, "Орими Трэйд" в последние годы уверенно наращивает производство, и решение о расширении производственных мощностей в Уткиной Заводи выглядит вполне логичным шагом. Компания не запрашивала поддержку в рамках развития данного инвестиционного проекта, однако уведомила о планируемом увеличении выпуска продукции в течение ближайших 3 лет.
В администрации Всеволожского района сообщили, что компания увеличит производство продукции в денежном выражении с 2017 по 2019 год с 34,5 млрд до 40,1 млрд рублей.

Все больше кофе

В 2015 году объем российского рынка кофе составил 134 тыс. т (жареный молотый и зерновой кофе, все типы растворимого кофе) и почти не изменился по сравнению с 2014 годом. Но резкий скачок потребления пришелся именно на 2014 год, когда он вырос с 121 тыс. т в 2013 году до 135 тыс. т, по данным ассоциации "Росчайкофе". При этом около 70% — это продукция местного производства.
По данным ООО "Маркетинговое агентство МаксиОма", производство кофе в 2015 году в России составило 109,9 тыс. т, что на 7,1% выше уровня 2014 года, при этом импорт упал на 5%. Основным импортером на рынке кофе России является Италия (44% в 2015 году). "По оценкам участников рынка, по итогам 2016 года рост производства кофе в России прогнозируется от 8 до 13%", — сказано в отчете компании.
Объем рынка кофе в деньгах около 180 млрд рублей, отмечают в ХК "ФИНАМ". По данным Nielsen, в 2015 году он вырос по сравнению с предыдущим годом на 22% в денежном выражении. В России 400 заводов по переработке кофе, подавляющее большинство — это небольшие обжарочные заводы. Крупных предприятий, которые производят растворимый кофе и обжаренный — около 15.
"В Ленобласти сосредоточено около 35–40% всего российского производства кофе, и значимость региона для рынка будет расти. До 2020 года ожидается среднегодовой рост потребления кофе примерно на 2–4% ежегодно ввиду распространения кофеен", — отмечает аналитик "ФИНАМ" Тимур Нигматулин.
"Высокая доля отечественных заводов объясняется тем, что в течение 15 лет правительство РФ поддерживает такие проекты: действуют нулевые ставки на импорт сырья — зеленого кофе и таможенная пошлина 7,5% на импорт готового кофе. Это стимулировало развитие местного производства. Удалось провести то, к чему многие стремятся только сейчас, — максимальное импортозамещение", — поясняет Рамаз Чантурия, гендиректор ассоциации "Росчайкофе".
По его словам, в кризис это позволило избежать резкого скачка цен на продукт. Но сейчас ассоциация обеспокоена тем, что защита российского рынка может быть ослаблена из–за развития зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом. Вьетнам является крупнейшим в мире поставщиком дешевого кофе, и сегодня эта страна усиленно лоббирует ослабление тарифной защиты для поставок своей готовой продукции в страны ЕАЭС.
"Мы обратились к президенту РФ и в правительство РФ с просьбой не допустить эту ситуацию. Это будет серьезный стратегический удар по кофейной отрасли. Любой намек на снижение пошлин для ввоза готовой продукции может затормозить новые инвестиционные проекты, а в дальнейшем привести к потере рабочих мест и налогов, снижению качества и безопасности кофе, а также усилить уязвимость рынка при валютных колебаниях", — говорит Рамаз Чантурия.

Вкус как стимул

Рынок кофе растет благодаря увеличению популярности и объемов потребления именно жареного молотого кофе. "Быстро растет число специализированных кафе и небольших магазинов, что вносит свой вклад в увеличение потребления", — отмечается в отчете "Евромонитора". "Мы продаем элитный кофе для специализированных магазинов, а также импортируем из Франции. Потребление кофе растет, мы за последнее время нарастили объемы продаж примерно на 10%. Я наблюдаю, что молодежь все больше предпочитает кофе другим напиткам", — говорит директор по продажам Wintergreen tea&coffee Александр Симонов.
Но львиная доля потребления — 72% — по–прежнему приходится на растворимый кофе. В этом сегменте происходят самые серьезные изменения, с чем и связано строительство новых предприятий и увеличение мощностей на действующих.
"В растворимом кофе есть три типа продукта — порошковый, агломерированный (гранулированный) и сублимированный, — объясняет Рамаз Чантурия. — Старая технология позволяет производить порошковый и гранулированный кофе. По новой технологии, позволяющей максимально сохранить вкусовые качества продукта, производится сублимированный кофе. Это дорогостоящая технология, но сублимированный кофе вкуснее и дороже. И мощностей по его производству не хватает во всем мире, так как многие заводы были построены 20–30 лет назад и переоснастить их — долгий и капиталоемкий процесс".
Рынок кофе растет. Интересно, что, с одной стороны, людям нужно разнообразие форматов, с другой стороны, подавляющее большинство российских потребителей остаются приверженцами растворимого кофе. Наш российский завод является одним из самым крупных в мире по производству сублимированного кофе. Кроме того, в последние несколько лет мы максимально локализуем производство на нашей площадке в Ленобласти. В 2016 году были реализованы проекты по запуску производства кофе молотого и зернового, ингредиентов для некоторых позиций миксов и дисков Tassimo.
Татьяна Ефремова
Гендиректор Ооо "Якобс Рус":
"Орими Трэйд" успешно наращивает свою долю рынка. Мы видим, что потребление кофе действительно растет. В частности, мы работаем с премиальными сортами, и в этом сегменте спрос за последний год вырос по нашей компании на 20%. Я думаю, что рынок премиального кофе добавляет объемы за счет независимых кофеен, где сейчас выросла популярность альтернативных методов заваривания кофе, которые позволяют сохранить на высоком уровне вкус и качество. Думаю, что и в массовом сегменте профессионалы видят рост спроса на кофейную продукцию и отвечают на запросы потребителей.
Сергей Николаев
совладелец сети "Унция"