KIA победила там, где проиграла Hyundai

Корейский автоконцерн KIA Motors Corporation выиграл суд против российского интернет-магазина автозапчастей ООО "Автологистика", который требовал прекратить досрочно защиту прав производителя на товарный знак KIA в отношении запчастей. Ранее "Автологистика" выиграла аналогичный иск против Hyundai, что было шоком для рынка.

Суд по интеллектуальным правам (СИП) отказал ООО "Автологистика" в иске о досрочном прекращении защиты интеллектуальных прав KIA Motors Corporation на товарный знак KIA в отношении автозапчастей.
Фирма-истец входит в группу EmEx, которая владеет интернет-магазином автозапчастей emex.ru и с 1999 года торгует автозапчастями для машин разных марок. В своем иске она пыталась убедить коллегию судей СИП, что ответчик, южнокорейский автопроизводитель, использует в России свой товарный знак в отношении запчастей не для целей индивидуализации товаров, а исключительно с целью недопущения их на рынок РФ по розничным ценам, а не по специально установленным для рынка РФ ценам производителя. Это юристы истца назвали выходом за пределы права производителя и злоупотреблением правом.
Действительно, KIA (а точнее — ее официальный дистрибьютор автозапчастей Hyundai Mobis Co) давно ведет судебную борьбу с параллельными импортерами автозапчастей, доставалось от нее и "Автологистике", у которой на таможне были изъяты несколько партий автозапчастей. Ссылаясь на эти суды, параллельный импортер заявил о своей заинтересованности в своих требованиях.
В ответ юристы KIA заявили суду, что KIA Motors Corp является добросовестным участником гражданского оборота, использует свой товарный знак, зарегистрированный в Роспатенте еще в 1996 году, давно и сегодня пользуется широкой известностью на российском рынке. Компания с 2005 года локализовала производство в РФ (на заводе "Ижавто" группы "СОК", на заводе "Автотор" в Калининграде и на заводе Hyundai в Петербурге), и в 2010-2014 годах занимала первое место среди иностранных автопроизводителей в России. Истец же, мол, сам злоупотребляет правом, пытаясь паразитировать на известном бренде.
По российскому законодательству импортер может быть признан лицом, заинтересованным в устранении препятствий для осуществления своей деятельности, в том числе путем прекращения правовой охраны товарного знака. Но только в одной ситуации: когда правообладатель, по лицензии или под своим контролем, товарный знак на территории РФ не использует, но препятствует ввозу товаров, маркированных таким знаком.
Суд, выслушав стороны, признал, что "Автологистика" действительно является заинтересованным лицом. Отклонил суд и довод ответчика о недобросовестности истца за недоказанностью.
Однако решающими в разрешении дела оказались доказательства KIA факта использования товарного знака в России. KIA сообщила суду, что ее официальным представителем в России на рынке запчастей является компания Hyundai Mobis, в которой автоконцерн имеет 16,88% акций. Эта компания с 2006 года имеет официального партнера в РФ — ООО "Мобис Партс СНГ", который поставляет запчасти Hyundai и KIA торговому дому "Тагаз" и ООО "Хендэ КомтрансРус", а также официальному дистрибьютору автомобилей KIA ООО "Киа Моторс рус", который поставляет запчасти своим дилерам для обеспечения ремонта машин в России. В подтверждение этого юристы KIA принесли в суд огромную стопку договоров с дилерами, дистрибьюторами и партнерами, а также накладные, таможенные декларации и счета-фактуры реальных поставок товаров.
Кроме того, суду были продемонстрированы подшивки газет и журналов ("Русский репортер", "Русский пионер", "Клаксон", "Дискавери", "Автомобили", Forbes, "Афиша", "За рулем"  и др.) и даже выписка из "Википедии", из которых судьи должны были понять, насколько широко известен в России бренд KIA.
На этом основании судебная коллегия признала, что товарный знак автоконцерн действительно использует, пусть и опосредованно. И в иске "Автологистике" отказала. В KIA и в "Автологистике" воздержались от комментариев по делу.
Интересно, что "Автологистика" подала в конце 2015-го — начале 2016 года сразу три таких иска: первый к Hyundai, второй к KIA, а третий — к Kayaba. Решение по первому делу повергло рынок в шок: импортер выиграл, доказав, что Hyundai не использует свой бренд в отношении запчастей. Тогда суд счел недоказанным факт введения в гражданский оборот автозапчастей официальным дистрибьютором, так как юристы Hyundai не принесли на заседание ни одного акта приема-передачи запчасти (а только акты по автомобилям). Запчасти же передавались только дилерам для ремонта машин, что суд не счел доказательством ввода их в оборот. Интересно, что Hyundai даже не стала обжаловать решение в кассации.
В юридической фирме "Городисский и партнеры", которая представляла в суде как Hyundai, так и KIA, отказались отвечать на вопросы "ДП". Между тем источник на рынке интеллектуального права рассказал, почему проиграли первый иск и выиграли второй: "Судя по решению суда, в первом деле просто не хватило бумажек. В наших судах требуют полный пакет документов, а иначе отправляют гулять. Иностранные клиенты часто жмутся и документы выдают юристам со скрипом. Когда же первое дело было проиграно, видимо, KIA не стала артачиться, и с документами проблемы исчезли, что благотворно сказалось на результате рассмотрения дела".