Еще минус 100 банков. Центробанк продолжил с азартом чистить банковский сектор

    

В этом году Центробанк продолжил с тем же азартом, что и в прошлом, чистить и оздоравливать банковский сектор. Всего закрылось более 100 банков, пять из них — петербургские. Большинство признанных банкротами — мелкие частные банки, обслуживающие бизнесы своих владельцев. Но проблемы начались и у тех, бенефициарами которых являются госструктуры. Так, в октябре Агентство по страхованию вкладов (АСВ) вмешалось в работу банка «Пересвет», который принадлежит Московскому патриархату и Торгово–промышленной палате РФ. В капитале банка обнаружили дыру примерно в 85 млрд рублей. Правда, решение по банку регулятор не принял до сих пор. Может лишиться лицензии Татфондбанк, который контролируется властями Татарстана. Проблемы у банка начались еще в начале года, и в марте банк попытался их решить за счет санации «Советского». АСВ выделило Татфондбанку 14,7 млрд рублей, после чего «Советский» выдал межбанковский кредит своему санатору. Но миноритариям «Советского» удалось оспорить эту сделку в суде. Насмотревшись на стиль и методы ведения бизнеса некоторых банкиров и посчитав, сколько денег ушло на санацию банков за все 8 лет этой практики (более 1,5 трлн рублей), в ЦБ решили взять санацию в свои руки и ужесточить требования к санаторам и контроль над ними. Правда, непонятно, почему только сейчас.

Цитата года

"Банки активно обслуживали теневую экономику. Важно было во­время перекрыть кран". - Эльвира Набиуллина, председатель Банка России

Победа года

Увеличили прибыль
Центробанк РФ прогнозирует, что банковский сектор за 2016 год заработает 800–900 млрд рублей. Это в 4 раза больше, чем банки получили в 2015 году, но все же меньше показателей 2012 и 2013 годов.
За три квартала 2016 года российские банки заработали 714 млрд рублей — в 3,7 раза больше, чем за весь 2015 год. Еще в сентябре Банк России давал прогноз, что прибыль банковского сектора по результатам всего 2016 года составит 700 млрд рублей, но по итогам октября мегарегулятор повысил свои ожидания до 800–900 млрд рублей. Это в несколько раз больше, чем банки заработали в провальном 2015 году (192 млрд рублей).
Петербургские банки также улучшат свой прошлогодний результат: за 9 месяцев 2016 года их прибыль составила более 100 млрд рублей против 26,7 млрд за весь 2015 год.
Основной причиной такого скачка прибыли стало уменьшение отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, которые в 2015 году банки вынуждены были заметно увеличить из–за быстрого роста просрочки по кредитам. За 9 месяцев 2015 года банки направили в резервы 961 млрд рублей, а за этот же период 2016 года — только 358 млрд рублей.
Также процентная маржа банков выросла из–за снижения стоимости фондирования. В середине года крупные банки столкнулись с профицитом ликвидности: они размещали в Центробанке больше денег, чем привлекали от него. И, как подчеркивали аналитики, стоимость фондирования падала быстрее, чем доходность активов, что и позволило банкам зарабатывать. В августе Центробанк провел первый за 1,5 года депозитный аукцион, а после — еще семь. За 2016 год Центробанк РФ дважды снижал ключевую ставку — на 0,5 процентного пункта, с 11 до 10%, вернув ее до уровня декабря 2014 года.
Но стоит отметить, что рост прибыли всего сектора обеспечил Сбербанк. За 9 месяцев 2016 года его прибыль выросла в 2,7 раза, до рекордных 400,1 млрд рублей со 150,3 млрд годом ранее. По прогнозам аналитиков, по итогам года Сбербанк заработает более 500 млрд рублей.

Сделка года

Банковская экспансия
В начале 2016 года бывший глава совета директоров банка «БФА» Евгений Лотвинов и совладелец холдинга «Адамант» Игорь Лейтис с партнерами купили банк «Александровский» (200–е место по размеру активов по России) у Александра Кашина. Бизнесмены заявили, что хотят создать второй по величине частный коммерческий банк в Петербурге. В 2016 году прошел ряд сделок. В сентябре к банку «Александровский» был присоединен СМБ–банк, который Евгений Лотвинов приобрел у владельца «Фармакора» Александра Афанасьева годом ранее. В результате капитал «Александров­ского» увеличился до 1,8 млрд рублей. Осенью Евгений Лотвинов увеличил свою долю в банке с 9,8 до 25,6?% акций. В декабре стало известно, что банк ведет активные переговоры о покупке с несколькими петербургскими банками.
В течение года «Александровский» приобрел кредитный портфель Айманибанка и портфель автокредитов Заубер Банка.

Темная лошадка

Владимир Коган сливает банки
В августе совладелец группы «Нефтегазиндустрия» Владимир Коган начал процесс объединения подконтрольных ему банков «БФА» и «Уралсиб» под брендом последнего. Это станет первым случаем присоединения здорового банка к санируемому.
В 2015 году Владимир Коган стал первым частным инвестором, которому ЦБ РФ доверил санировать банк. Бизнесмен купил 82% акций «Уралсиба» у Николая Цветкова, который сохранил миноритарный пакет 15,2%. Агентство по страхованию вкладов выделило тогда займы в общей сложности на 81 млрд рублей. «Уралсиб» входит в топ–30 крупнейших российских банков с активами 434,21 млрд рублей (23–е место в России на 1 ноября 2016 года).

Отставка года

Переворот в ЦБ
В октябре в Банке России произошел целый ряд кадровых перестановок. Глава Центробанка РФ (ЦБ РФ) Эльвира Набиуллина стала лично руководить денежно–кредитной политикой вместо первого зампредседателя ЦБ Дмитрия Тулина, который возглавил комитет по банковскому надзору. Первого зампредседателя ЦБ Алексея Симановского понизили в должности до советника председателя ЦБ РФ.
Но самой неожиданной и заметной рокировкой стал уход зампредседателя Центробанка РФ Михаила Сухова, который курировал надзор за системно значимыми банками, а также лицензирование и финансовое оздоровление кредитных организаций и проработал в банке больше 20 лет. В ЦБ РФ объяснили перестановки необходимостью «глубокой перестройки надзора и обновлений всей системы».
Позже Михаил Сухов занял должность зампредседателя правления ВТБ, где будет курировать вопросы «Базеля III».