Транспортный комплекс впал в застой

Специалисты характеризуют состояние транспортного комплекса словами "стагнация" и "застой". В некоторых секторах негативная динамика менялась на позитивную, но ненадолго.

Стагнация, застой — так характеризуют состояние транспортного комплекса экспедиторы, логисты, перевозчики на всех видах транспорта. В некоторых секторах негативная динамика менялась в 2016 году на позитивную, но ненадолго. Например, погрузка на железной дороге росла, а в конце года неожиданно пошла на спад, прежде всего из-за сокращения перевозки строительных грузов. Потребность в них снижается из-за уменьшения объемов строительства.
У автоперевозчиков в уходящем году не было даже мгновения, когда спрос хотя бы намекнул на рост. К снижению спроса и тарифов на автоперевозки добавляется рост расходов не только на импортные запчасти, вызванный девальвацией рубля, но и расходы на введенную государством оплату проезда по федеральным трассам — систему "Платон". Если в начале года расходы по "Платону" прибавлялись к тарифу на перевозку, то к середине года под давлением конкуренции перевозчики стали включать плату за дорогу в тариф, сокращая свою маржу.
В авиаперевозках также преобладают негативные тренды: пассажиропоток аэропорта Пулково стремительно падал с начала года из-за снижения спроса на международные перелеты. Темпы падения замедлились ближе к концу года после того, как Россия помирилась с Турцией и у россиян снова появилась возможность лететь на берег турецкий.

Цитата года

"Аэропорт в Ленобласти может быть построен, но не будет обслуживать международные рейсы", — Максим Соколов, министр транспорта РФ.
Автор: Михаил Тихонов

Темная лошадка

ВВСС меняет владельцев
Федеральная аэропортовая сеть "Новапорт", подконтрольная инфраструктурной корпорации "АЕОН" Романа Троценко, входит в капитал ООО "Воздушные ворота Северной столицы", управляющей аэропортом Пулково. В 2017 году петербургский аэропорт может полностью перейти в управление "Новапорта" и стать 15-м в портфеле этой компании.
Экс-президент АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) Роман Троценко входит в капитал ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково), приобретая 1,01% долей в кипрской Thalita Trading Ltd — ей принадлежит 100% ВВСС.
Управляющая компания "Новапорт", подконтрольная инфраструктурной корпорации "АЕОН" Романа Троценко, планирует закрыть сделку по приобретению миноритарного пакета ВВСС до конца 2016 года. А в 2017 году Пулково может полностью перейти в управление компании "Новапорт", приобретя доли, например, у группы ВТБ, которой принадлежит 57,5% долей кипрской Thalita Trading Ltd.
В конце июля германский аэропортовый холдинг Fraport AG (ему принадлежит 35,5% долей в Thalita Trading Ltd) заявил о намерении продать 10,5% катарскому суверенному фонду Qatar Investment Authority (QIA). Причем QIA собирается довести свою долю до 25%, выкупив паи других участников общества, например у ВТБ и греческой Copelouzos Group, которой принадлежит 7% Thalita Trading. Глава ВТБ Андрей Костин подтвердил, что QIA выкупит часть доли ВТБ в ВВСС.
В сентябре этого года глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев сообщил, что правительственная комиссия по иностранным инвестициям разрешила QIA приобрести 24,99% в ВВСС. Сумма сделки составит 239 млн евро.
ВВСС в 2010 году подписала со Смольным концессионное соглашение на 30 лет, получив по нему в управление имущество аэропорта Пулково, которое принадлежит городскому АО "Аэропорт Пулково". ВВСС инвестировала 1,2 млрд евро в строительство нового терминала, гостиницы, бизнес-центра, а также в реконструкцию старого терминала.
Автор: Петр Ковалев

Проект года

Частные рельсы для трамвая
Смольный подписал соглашение о создании частной трамвайной сети. Пассажиры перемен не заметят: сеть интегрируют в городскую, но плату за проезд получит инвестор.
В Красногвардейском районе Петербурга появится первая в России сеть частного трамвая — проектом займется "Группа ЛСР" Андрея Молчанова, ИК "Лидер" и другие члены Транспортной концессионной компании, скрытые за офшорами.
Инвесторы возведут трамвайное депо, отремонтируют пути, построят новые и будут их эксплуатировать 30 лет. Затраты на подготовку путей, закупку трамваев и эксплуатацию за все время оцениваются в 33,7 млрд рублей. Частным компаниям достанутся четыре трамвайных маршрута, по которым должны будут ходить 30 составов. Аналогичные маршруты автобусов и маршруток собираются ликвидировать. Планируется, что первый трамвай выйдет на трассу в августе 2017 года.
Воодушевившись опытом Петербурга, заманить к себе тех же инвесторов хочет и Ленобласть. Глава региона Александр Дрозденко ведет переговоры о строительстве ветки частного трамвая до Всеволожска. В Транспортной концессионной компании не против и говорят, что их участие в проекте выгодно и региону, поскольку то депо, которое они построят для Петербурга, в теории можно будет использовать и для областных путей. Нужно только договориться с городом.
Автор: Петр Ковалев

Сделка года

Приключение итальянцев в России
Итальянская судоходная компания Moby Lines вошла в капитал петербургского паромного оператора St. Peter Line. Она рассчитывает заработать на итальянских туристах.
Итальянский оператор круизных судов Moby Lines купил долю в петербургском паромном операторе St. Peter Line. Сумму сделки и долю итальянской компании не называют.
Операционный офис St. Peter Line расположен в Петербурге, а головная компания зарегистрирована на Кипре. Флот паромного оператора насчитывает два пассажирских парома — "Принцесса Мария" и "Принцесса Анастасия". Оба с 2010 года ходят по Балтике под мальтийским флагом между Петербургом, Таллином, Стокгольмом, Хельсинки, Ригой. Итальянская Moby Lines обслуживает круизные линии в Средиземноморье между Италией и Францией. Флот компании насчитывает 68 судов.
В результате сделки "Принцесса Мария" в течение 6 лет будет работать в Средиземном море, на линии Ницца — Бастия. А "Принцесса Анастасия" обновится и останется на Балтике. На пароме организуют "островок Италии в Балтийском море". Туристам предложат итальянскую кухню, шопинг. Инвестиции в переоборудование парома оцениваются в 5 млн евро. Паром встанет на реконструкцию 8 января 2017 года, завершить работы планируется к началу апреля. Тогда же обновленное судно отправится в первый круиз. Паром будет ходить до Хельсинки, а также будет круиз по четырем столицам: Хельсинки, Стокгольм, Таллин, Рига.
Глава St. Peter Line Сергей Котенев планирует перевезти около 300 тыс. пассажиров. За 2016 год компания перевезла 550 тыс. пассажиров. Финансовые результаты компания не раскрывает. В 2018 году в планах компании перевести оставшийся паром со старого Морского вокзала в новый пассажирский порт "Морской фасад".

Назначение года

Начальник дороги
Владимир Голоскоков, прежде руководивший Северо-Кавказской железной дорогой, в январе 2016 года возглавил Октябрьскую железную дорогу (ОЖД, филиал ОАО "РЖД"). Предшественник Голоскокова — Олег Валинский пошел на повышение, стал вице-президентом РЖД, руководит Дирекцией тяги — филиалом ОАО "РЖД" (занимается эксплуатацией локомотивов). Главная задача нового начальника ОЖД — повысить погрузку (объем перевозимых грузов). По итогам 2015 года железнодорожники недосчитались 4,7 млн тонн грузов. За 11 месяцев 2016 года удалось с лихвой наверстать упущенное. За это время погрузка составила 93 млн тонн, что на 7% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Правда, в последние месяцы года наметилась негативная тенденция по ключевым грузам. В частности, объем перевозимых стройматериалов (29% от общего объема) сократился на 21% по сравнению с прошлым годом, объем перевозимой нефти и нефтепродуктов упал на 9%.

Отставка года

Прерванный полет
Сергей Эмдин, с 2010 года возглавлявший ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково), в феврале покинул руководящий пост. При нем ВВСС построили новый терминал аэропорта и реконструировали старый. Особенно сильно Сергей Эмдин запомнился некоторым непримиримым арендаторам, которые вынуждены были покинуть аэропорт, не найдя общего языка с руководством Пулково. Несмотря на жалобы арендаторов на вымогательство, взятки, ни одного уголовного дела так и не было заведено. В Смольном работой Сергея Эмдина остались довольны, никаких жалоб на руководителя не поступало. Откровенно говоря, его отставку ждали давно. Еще в начале 2015 года информированные столичные источники "ДП" и надежные информаторы в Иркутской области говорили, что Сергей Эмдин может оставить Пулково ради должности и.о. губернатора Иркутской области. Но с политической карьерой не заладилось. Наверное, и к счастью. В должности главы ВВСС Эмдин зарекомендовал себя как дисциплинированный топ-менеджер, способный реализовать крупный проект. И теперь его таланты востребованы на посту генерального директора "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2).

Конфликт года

В авиационном тупике
Конфликт между Смольным и группой "Аэрофлот" вышел в медийное пространство в мае. Смольный раскритиковал стратегию развития авиакомпании "Россия" (25% акций принадлежит городу, 75% — "Аэрофлоту") из-за того, что стратегия не предусматривает расширения географии полетов из Петербурга и развития местного аэропорта Пулково как хаба, хотя он и является базовым для "России". "Аэрофлот" отдает предпочтение московскому авиаузлу. Тем временем Петербург заслужил обидное прозвище "авиационный тупик". Город отказался от предложения выкупить у "Аэрофлота" акции "России". Сейчас перспективы ее туманны: авиакомпания работает в среднем ценовом сегменте, а он из-за кризиса просел сильнее, чем премиальный и лоукост. Вместо покупки "России" город повышает привлекательность Пулково для других авиакомпаний, запускающих из Петербурга новые рейсы и увеличивающих частоту полетов.

Разочарование года

Таможенный покровитель
Бронка могла стать передовым терминалом на Балтике, но все карты спутали силовики. В феврале 2016 года экс-глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов предложил ограничить функции таможенных постов, расположенных в исторической части Петербурга, приемом и досмотром грузов, а документальный таможенный контроль предполагалось передать таможенным постам в Бронке и Усть-Луге. Такое обрезание функций привело бы к перераспределению грузопотоков, в частности в пользу Бронки. Под давлением владельцев других терминалов на Балтике (в их числе, например, Владимир Лисин со своим UCL Holding) ФТС отказалась от задумки. Спустя некоторое время владелец "Бронки" Дмитрий Михальченко оказался под следствием из-за контрабанды алкоголя. В ходе разбирательства по этому делу оперативники ФСБ обнаружили крупную сумму наличными в загородном доме Бельянинова. Он оставил свой пост.