Эффект низкой базы. Почему в Петербурге начала расти промышленность

С января 2016 года петербургская промышленность демонстрирует положительный прирост, наращивая его темпы от месяца к месяцу. За январь-ноябрь 2016 года индекс промышленного производства вырос на 3,6%.

Из всех отраслей обрабатывающей промышленности наилучшую динамику демонстрирует пищевая индустрия. Ее вклад в индекс промышленного производства самый весомый — 20%. В городе растет выпуск молока, молочных продуктов, изделий мукомольно-крупяной и кондитерской промышленности: зерновых культур для завтрака, кондитерских изделий. В общем, растет производство тех продуктов, которые раньше импортировались. Похвастаться позитивной динамикой среди пищевиков не могут только производители алкоголя и табака. Остальные отрасли промышленности стагнируют или падают. Отчасти возобновление роста объясняется так называемым эффектом низкой базы: когда значение показателя промышленного производства начинает расти, предварительно сильно упав. За 2015 год промышленное производство в городе сократилось на 7,3%. Падение началось еще в 2013 году и продолжалось весь 2015-й — за этот период промышленники сократили выпуск продукции в натуральном выражении на 15,9% от уровня 2012 года. И это падение петербургские промышленники немного отыграли в уходящем году.

Цитата года

"Выводить из города промышленность нельзя: вместе с ней уходят наука и инновации", — Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям.
Автор: Сергей Ермохин

Разочарование года

Закон сокращения ГОЗ
Петербургские оборонные предприятия потеряли тысячи поставщиков из-за нововведений в закон "О Гособоронзаказе". Поправки в закон, на которые надеялись промышленники, так и не были приняты. По итогам 2016 года около 40% гособоронзаказа может быть не выполнено, считают эксперты.
К концу 2016 года окончательно стало ясно, что антикоррупционные поправки к федеральному закону "О Гособоронзаказе", принятые в сентябре 2015 года, нарушили привычное в оборонно-промышленном комплексе положение вещей и сбили ритм исполнения гособоронзаказа (ГОЗ). Выручка некоторых петербургских предприятий сократилась в сравнении с прошлым годом, а вместо прибыли заводы и фабрики получили убыток. Публично высказываться об исполнении ГОЗ руководители оборонных предприятий опасаются, чтобы не вызвать гнев Минобороны. Однако многие опрошенные "ДП" эксперты говорят, что в этом году программа вооружений не будет выполнена в полном объеме.
Главная проблема ГОЗ — разрыв кооперационных связей. Обновленный закон обязывает всех исполнителей открывать специальные (отдельные) счета в уполномоченных банках, по которым циркулируют средства гособоронзаказа; эти деньги оборонщики прозвали краплеными. Свободно распоряжаться ими (перевести со спецсчета на свой расчетный счет и тратить по своему усмотрению) предприятия могут только по завершении ГОЗ. Но на исполнение контракта могут уйти годы, а потом еще несколько месяцев придется потратить на выполнение всех бюрократических процедур по вызволению средств со спецсчетов.
Больше года промышленники добивались внесения изменений в закон, отмечая, что его требования несовместимы с производственным процессом. Вопрос регулярно обсуждался высшими должностными лицами Смольного, правительства РФ. Однако воз и ныне там.
Автор: Сергей Ермохин

Сделка года

Абрамович без таблеток
Фонд Millhouse Романа Абрамовича продал 50% акций Biocad. Вероятно, теперь 90% компании контролирует основной владелец "Фармстандарта" Виктор Харитонин.
В 2014 году Millhouse и "Фармстандарт" совместно инвестировали в биофармацевтическую компанию Biocad и выкупили соответственно по 50% и 20% акций в ее капитале. Также совладельцем компании остался ее гендиректор и основатель Дмитрий Морозов.
В этом году стало известно, что Millhouse вышел из состава акционеров Biocad. А если проанализировать постановления федеральной антимонопольной службы, которые касаются компании, получается, что, скорее всего, теперь у Дмитрий Морозова осталось 10% компании. А оставшиеся 90%, вероятно, контролирует основной владелец "Фармстандарта" Владимир Харитонин. По крайней мере пятую часть компании намеревался выкупить его давний партнер Валерий Егоров. А аналитики рынка в один голос говорят, что кроме структур "Фармстандарта" вряд ли бы нашелся другой покупатель акций Millhouse.
Харитонин и Абрамович и раньше вместе перераспределяли активы. Так, в 2003 году структуры Романа Абрамовича вместе с Виктором Харитониным выкупили у ICN Pharmaceuticals российские заводы и создали на их базе "Фармстандарт". Сообщалось, что после IPO компании в 2007 году Роман Абрамович продал свои акции в фармкомпании.
Автор: Петр Ковалев

Угроза года

Heineken закрывает завод в Калининграде
Компания "Объединенные пивоварни Хейнекен" решила закрыть завод в Калининграде с 1 января 2017 года из-за ситуации в отрасли: рынок падает восьмой год подряд.
Производство в калининградском филиале Heineken — компании "ПИТ" — остановится с 1 января 2017 года. Непопулярное решение компания приняла в связи с тем, что в последнее время из-за падения рынка пива мощности калининградского завода использовались не полностью.
Производственная мощность калининградского завода превышала 1 млн гектолитров в год, а загружен он был менее чем на 20%. Это общерыночная тенденция, по данным пивоваров, за последние 8 лет объем пивного рынка сократился более чем на 30%. В 2015 году он составил 782 млн дал, подсчитал Росстат.
Причиной падения рынка, по мнению Heineken, стало усиление давления со стороны властей и семикратный рост акцизов с 2008 года, а также запрет малых форм торговли, резкое ограничение рекламы, введение ЕГАИС. Ожидается, что больнее всего на рынке отразится ограничение на выпуск пива в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л, которое окончательно вступает в силу с 1 января 2017 года.
В негативных условиях вынуждены работать все пивовары, поэтому неудивительно, что Heineken не единственный производитель, который решился закрыть производство. С 2009 года лидеры отрасли закрыли в общей сложности 12 заводов по всей России. Из них пять закрытий приходится на AB Inbev, два — на Heineken, два — на Efes и три — на Carlsberg. Радует, что планов по закрытию завода в Петербурге у Heineken пока нет. Более того, именно на петербургскую пивоварню "Хейнекен" как ближайшее производство к Калининграду будут перенесены объемы компании "ПИТ". Итого у Heineken продолжают работу семь заводов на территории России.

Поражение года

Северная верфь без дока
АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) из-за недостатка финансовых ресурсов заморозила 30-миллиардный проект модернизации ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" (входит в ОСК). Модернизация верфи предполагала возведение сухого дока для строительства крупнотоннажных судов, а конкретно — новейшего российского эсминца проекта 23560 "Лидер" водоизмещением 17 тыс. тонн.
Глава ОСК Алексей Рахманов неоднократно заявлял, что судостроительная корпорация не отказывается от проекта и непременно изыщет средства на техническое перевооружение Северной верфи. К концу года стало известно, что корпорация пересмотрела проект и от главного гидротехнического сооружения, сухого дока, решено отказаться из-за чрезмерно высокой стоимости его возведения. Вместо сухого дока планируют строить эллинг со стапельной плитой, на которой будут сваривать готовые секции будущих кораблей.

Открытие года

Первая мебельная из Швейцарии
Первая мебельная фабрика (ПМФ) запустила новое производство совместно с германским концерном Alno. Предприятие, которое было полностью перебазировано со швейцарского завода Alno, выпускает кухни, в том числе под европейским брендом Bruno Piatti. Инвестиции в создание предприятия составили 50 млн евро, благодаря его открытию мощность ПМФ выросла в 5 раз, до 50 тыс. кухонь в год. При загрузке на полную мощность оборот совместного предприятия составит 4 млрд рублей в год. По словам совладельца и гендиректора ПМФ Александра Шестакова, благодаря сотрудничеству с Alno петербургское предприятие смогло сэкономить 30% затрат на приобретение импортной фурнитуры, присоединив свои закупки к закупкам германского предприятия. В итоге себестоимость продукции ПМФ не выросла из-за девальвации рубля, как у других промышленников, использующих импортные комплектующие. Наоборот, стоимость производства мебели у ПМФ за последний год снизилась. Впрочем, несмотря на успехи ПМФ, Александр Шестаков не отказывается от других направлений бизнеса: он также занимается девелопментом, владеет торговыми комплексами и гравийно-песчаным карьером "Ньерд".

Победа года

Новая серия
АО "Адмиралтейские верфи" (входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация") получило заказ Минобороны РФ на 100 млрд рублей на строительство шести дизель-электрических подводных лодок для Тихоокеанского флота. Первую субмарину в новой серии планируется заложить весной 2017 года, сообщил глава верфей Александр Бузаков. Благодаря гособоронзаказу выручка верфей с 2011 года выросла почти в 5 раз, преодолев отметку 45 млрд рублей. В конце ноября судозавод передал ВМФ РФ шестую (последнюю в серии) подлодку для Черноморского флота. С 2014 года верфь ежегодно в срок передавала флоту по два корабля, что редкость для российского судостроения.

Проект года

Смольный инвестирует в промышленность
В январе 2016 года Смольный учредил Фонд развития промышленности с капиталом 1 млрд рублей. Фонд кредитует промышленные предприятия на 50-100 млн рублей на срок до 5 лет под 5% годовых. В первые 3 года заемщики ежеквартально выплачивают фонду только проценты по кредитам, а основной долг они будут возвращать в последние 2 года. Из городских промышленников господдержку (заем 100 млн рублей) в сентябре этого года первой получила Первая мебельная фабрика. Совместно с германским концерном Alno она построила в Петербурге фабрику по выпуску кухонь за 50 млн евро. На полную мощность (50 тыс. комплектов кухонь в год, оборот — 4 млрд рублей) предприятие выйдет в 2017 году. В октябре Фонд развития промышленности предоставит 100 млн рублей компании "ФАМ" на новую линейку оборудования в области горизонтальных упаковочных машин, бестарного хранения и перевозки сыпучих продуктов, а компания "Экоген Технолоджи" получила 60 млн рублей на выпуск новых видов продукции в области термоэлектрических систем охлаждения и генерации энергии.