Аудитория Рунета ушла в соцсети

"Яндекс" собрал самую большую аудиторию Рунета, но инструменты Google предпочтительнее для россиян. "ВКонтакте" остается главной площадкой-генератором контента в соцсетях, которым россияне уже доверяют больше, чем СМИ. "ДП" проанализировал последние исследования, рассказывающие о привычках и предпочтениях россиян в Рунете.

В России самыми популярными ресурсами по числу пользователей этой осенью стали проекты "Яндекса". Примечательно, что в первую десятку по этому показателю вошел китайский интернет-магазин Aliexpress. Google при этом лидирует в списке крупнейших установленных приложений, но не в рейтинге установленных и используемых. Здесь пальму лидерства удерживает приложение от "ВКонтакте".
В целом, соцсети, и "ВКонтакте" в первую очередь, остаются в фокусе внимания пользователей Рунета — на них тратят больше всего времени, для них создают контент и именно социальным сетям доверяют уже больше, чем СМИ. При этом в 2016 году особенно актуальными становятся проблемы фейковых новостей и "информационного пузыря", в котором оказались пользователи соцсетей после запуска алгоритмической ленты новостей "ВКонтакте" и Instagram — самых многолюдных площадках в российском сегменте глобальной Сети.

На "Яндексе" руками Google

Аудитория Рунета по данным на ноябрь 2016 года составляет 86 млн человек, или 70% от населения страны, свидетельствуют данные исследования агентства Mediascope (экс-TNS, методология и выборка на сайте первоисточника). В маленьких городах россияне быстрее переходят на мобильный Интернет, но число активных пользователей Сети по-прежнему не превышает 50%. Так, проникновение по устройствам в городах с населением свыше 100 тыс. человек аналитиками оценивается на десктопах в 63% (-0,8%), мобильный Интернет 50% (+18%). В маленьких городах десктоп — 46% (-0,6%), а мобильный Интернет 37% (+20%)
Согласно отчету, на одного человека в месяц приходится около 12 уникальных посетителей (неповторяющийся пользователь, обладающий уникальными характеристиками и зашедший на сайт в течение суток). На десктопные устройства приходится порядка семи "уников". В тройке крупнейших ресурсов по числу российских пользователей на десктопе — "Яндекс", Mail.ru и "ВКонтакте". Facebook — на девятом месте, замыкает десятку китайский интернет-магазин Aliexpress.
Крупнейшие ресурсы Рунета
Источник: "WEB-Index, Россия 0+, Октябрь 2016, 12-64 лет, ежемесяная выборка,Данные по Google без учета Google // Play"
Больше всех времени на глобальную Сеть тратят пользователи возрастной группы от 12 до 24 лет (в среднем 143 минуты в сутки на десктопе и 130 минут — смартфоны). В топ-3 интересов для этой аудитории входят соцсети, видео и музыка на домашнем компьютере, а вот с телефонов помимо соцсетей пользователей интересуют также игры и поиск в браузерах. На самое любимое приложение пользователи тратят в среднем 40-45% времени, отмечается в исследовании.
Топ-3 на что уходит время в Интернете с ПК, % от общего трафика
Источник: WEB-Index, Россия 700k+, Октябрь 2016, % от общего времени в Интернете за месяц при выходе с указанного устройства только по приложениям, без учета времени, проведенного в «оффлайновых» тематических группах
Топ-3 на что уходит время в Интернете с телефона, % от общего трафика
Источник: WEB-Index, Россия 700k+, Октябрь 2016, % от общего времени в Интернете за месяц при выходе с указанного устройства только по приложениям, без учета времени, проведенного в «оффлайновых» тематических группах
Топ внутри мобильных ресурсов возглавляют приложения от "ВКонтакте", WhatsApp и поиск в Google, при этом в веб-интерфейсе наиболее популярны Google (ru+com), "Яндекс" и "ВКонтакте". В рейтинге крупнейших установленных приложений безоговорочно лидирует Google — это первые 10 мест в списке. Ближайшие конкуренты — "ВКонтакте" и WhatsApp. При этом в списке крупнейших установленных приложений чаще всего используют "ВКонтакте", WhatsApp и Viber.
Крупнейшие установленные приложения
Источник: WEB-Index, Россия 700k+, Октябрь 2016, 12-64 лет, месячная выборка, млн.чел., учтены устройства на базе Android

Контент для "ВКонтакте"

По итогам ноября в Рунете насчитывалось около 35 млн пишущих авторов, которые сгенерировали почти 700 млн сообщений, свидетельствуют данные агентства Brand Analytics. В тройке — соцсети (71,8%), источники видеоконтента (YouTube и Vimeo) — 12,7% от всего объема публичного контента, а Twitter занимает третью строчку, его доля составила 8,7%. Для сравнения: в соцсетях опубликовано 504 тыс. сообщений, последние строчки списка из восьми позиций — это новости и комментарии к ним. Всего за ноябрь было опубликовано 4,9 тыс. новостей и 3,7 тыс. комментариев.
Активность социальных медиа по типам источников
Источник: Brand Analytics
Таким образом, подавляющее большинство всего публичного контента пришлось на социальные сети, из которых на "ВКонтакте" суммарно приходится больше авторов и сообщений, чем на все остальные соцсети вместе взятые (но без учета "Одноклассников", по которым собрать аналитику не удалось). По городам большинство авторов "ВКонтакте", Facebook, Instagram и Twitter приходится на Москву, причем российская часть соцсети Марка Цукерберга стала практически московской (больше 50% авторов).
Авторов за месяц
Источник: Brand Analytics
Авторы исследования в числе ключевых трендов уходящего года называют значительный рост активности тематических форумов и публичных каналов в мессенджерах. В этом контексте стоит отметить взрывной рост числа авторских каналов в мессенджере Павла ДуроваTelegram. Кроме того, в 2016 году сохраняется рост объема видеоконтента и трансляций во всех соцсетях. В Instagram доля видео в среднем составила 7%, а среди вирального (вирусного) контента — более 50%. Во "ВКонтакте" наиболее популярными авторами являются видеоблогеры.
Еще одной тенденцией уходящего года в Brand Analytics называют превалирование соцмедиа над классическими СМИ по уровню влияния на общественное мнение. Аналитики также обращают внимание на растущее число фейковых новостей и необходимость проверки информации на достоверность. Ко всему прочему, в связи с запуском алгоритма "умных лент" новостей "ВКонтакте" и Instagram усиливается эффект "информационного пузыря-оболочки", замыкающего людей в собственных убеждениях, отмечается в докладе.