Итоги Гайдаровского форума: России нужны не только деньги, но и определенность

  

Российская власть, как известно, любит стабильность. Но именно там, где стабильность по-настоящему нужна, ее парадоксальным образом и нет. Взять, к примеру, вопрос о санкциях и контрсанкциях. Чтобы нормально развиваться, предприниматели должны знать правила игры хотя бы в общих чертах и хотя бы на несколько лет вперед. Но правительство отказывается от любой определенности: и отменять ответное эмбарго не хочет, и закреплять его надолго не хочет тоже.
В конце прошлой недели на Гайдаровском форуме в Москве бизнесмены пытались добиться от первого вице-премьера Игоря Шувалова четкого ответа о будущем этого эмбарго. А он им сказал: лично он исходит из того, что все санкции к концу года, "скорее всего", отменят.
Но тут же оговорился, что, может, и не отменят. Шиш вам, а не определенность. Подразумевается, что с Трампом, скорее всего, поладят лучше, чем с Обамой, с Ле Пен или Фийоном — лучше, чем с Олландом, и далее по списку. А может быть, и нет.
К чему приводит неопределенность? К тому, что предприниматели воздерживаются от инвестиций. Экономика не растет, отставание увеличивается. Понятно, что политический диалог с новой властью у "западных партнеров" — дело непредсказуемое. Но обязательно ли все на свете должно зависеть от того, будет ли Дональд Трамп — президент столь же дружествен нам, как Дональд Трамп — кандидат?
Такая же неопределенность сохраняется в области повышения налогов, пенсионного возраста, второго (четвертого) президентского срока Владимира Путина и много чего еще. И тут уж дело точно не в Трампе и не в Ле Пен. Дело в подходе: мы, мол, все решим сами, а вас поставим в известность тогда, когда сочтем нужным.
Премьер-министр в общении с журналистами иронически цитирует собственные изречения ("денег, как известно, нет"), чувствует себя расслабленным и уверенным. То же благодушие не сходит и с лица Игоря Шувалова. Они имеют основания для таких чувств. Можно за них порадоваться. Но, пока нет ни предсказуемости, ни правил, ни о каких экономических прорывах можно и не мечтать.