Без субсидий Смольного обанкротился последний участник проекта аквабусов

Автор фото: Тихонов Михаил
Пустая остановка аквабуса у Кантемировского моста.

В 2017 году надежды перевозчиков и туристов на возобновление работы аквабусов в Петербурге не оправдаются. Комитет по транспорту не выделил субсидии на пассажирские рейсы по рекам и каналам города, из-за чего обанкротился последний участник проекта аквабусов — ООО "МБС". Игроки рынка водных маршруток корят себя за доверие к государству.

Бюджетные субсидии на аквабусы в 2017 году выделяться не будут, сообщили "ДП" в комитете по транспорту Смольного. Таким образом, перевозок по каналам и рекам Петербурга не будет уже второй год.  
Водные маршрутные такси работали в Петербурге с 2010 года — тогда на рынок вышли четыре компании: "Интер-яхт-сервис", "Русские круизы", "Водоходъ" и "МБС". Размер государственных субсидий на этот транспорт составлял 110-130 млн рублей в год, тем не менее компании отказывались от перевозок, потому что считали их убыточными.
В 2016 году Смольный решил не выделять бюджетных средств на аквабусы. Тогда же генеральный директор ООО "МБС" Мелик Сарксиян заявил, что, возможно, водные маршрутки вернутся в 2017 году, если их поддержит пресса.  
Вопрос о прекращении субсидирования аквабусов Смольный поднимал еще весной 2015 года — решили, что в условиях кризиса нецелесообразно тратиться на не самый популярный у горожан вид транспорта. Однако за речные перевозки вступился вице-губернатор Игорь Албин. В итоге один из самых популярных перевозчиков — ООО "МБС" получило усеченную субсидию в 15 млн рублей. По словам Саркисяна, необходимый размер субсидии — 30 млн рублей. "Этого вполне достаточно, чтобы мы нормально существовали. Это покроет все наши расходы на сезон. Это не очень большая сумма относительно других перевозчиков", — сказал бизнесмен.
В 2015 году МБС пришлось почти в 3 раза сократить количество перевозок: со 120 рейсов в день в 2014 году до 47 в 2015 году. При этом, по словам Саркисяна, аквабусы из года в год демонстрировали рост пассажиропотока. Несмотря на сокращение рейсов, росла их заполняемость — в 2015 году пассажиропоток вырос на 50% год к году. Всего же в 2015 году компания перевезла больше 60 тыс. пассажиров.
Интерес клиентов мотивировал чиновников увеличивать субсидию — планировалось ее увеличить до 79 млн рублей. Также ожидалось расширение маршрутной сети по еще трем направлениям. Чуда не произошло.
Сейчас ООО "МБС" обанкротилось. В настоящий момент, сказал Мелик Саркисян, все аквабусы распроданы банком. "Все перевозчики, которые поверили государству и участвовали в программе, все до одного обанкротились. И мы теперь в банкротстве тоже".
"Государство доплачивает за каждого пассажира наземного транспорта — всем доплачивают. Почему мы должны работать и выполнять транспортные работы без субсидий? Это нереально. Они хотят диктовать цену проезда, а они ее хотят диктовать, но без субсидии мы не можем ходить", — сетует Саркисян.
Также на зависимость общественных перевозок от государственных субсидий указал конкурсный управляющий "Интер-яхт-сервис" Денис Синочкин: "Мы расстроены. Любой общественный транспорт требует субсидий государства, без которых существовать не может: автобус, троллейбус, трамвай, метро, водный транспорт. Или он должен существовать на других условиях. Тогда это не общественный транспорт, а коммерческая перевозка. Если город хочет, чтобы транспорт ходил по его остановкам, по его правилам, тогда нужны субсидии", — сказал Синечкин.
Компания ООО "МБС" была основана Меликом Саркисяном в 2006 году. С 2014 года ее владелец — Виктория Балабанова, которая также владеет частями компаний, имеющих отношение к транспорту: ООО "Автоломбард №1", ООО "Вествуд", ООО "Бекар".

Комментарий комитета по транспорту